Россияне вернулись к докрымским настроениям

Так считают исследователи, предсказавшие протесты 2011–2012 годов
Поскольку россияне все больше надеются на себя, появилась тенденция отчуждения от власти/ Андрей Гордеев / Ведомости

В России происходит смена настроений в массовом сознании – это продолжение негативных настроений, которые были отложены в 2014 г. Катализатором этого процесса стало повышение пенсионного возраста. Об этом говорится в докладе Комитета гражданских инициатив, подготовленном политологом Михаилом Дмитриевым, экспертами Сергеем Белановским и Анастасией Никольской. Именно эти эксперты предсказали массовые протесты 2011–2012 гг. Исследование основывается на беседах с участниками 10 фокус-групп, психологических тестах, анализе социальных сетей, а также опросах «Левада-центра». Оно проводилось до объявления о пенсионной реформе, однако авторы учли ее влияние.

Изменения в массовом сознании эксперты делят на ситуационные, которые инициированы через СМИ и часто носят кратковременный характер, и те, которые появляются в результате межличностного общения и носят более фундаментальный характер. По мнению авторов доклада, сейчас второй источник изменений будет усиливаться и может начать самостоятельно формировать общественно-политическую повестку, с которой придется считаться официальным СМИ, поскольку их влияние будет снижаться.

Согласно исследованию, у россиян усилился запрос на справедливость, который вытеснил надежды на сильного лидера. Понятие справедливости выстраивается вокруг таких психологических якорей, как пенсионный возраст, бесплатный доступ к здравоохранению и образованию, неодобрительное отношение к мигрантам, при этом надежды на государство слабеют. Кроме того, россияне говорят о необходимости быстрых и решительных перемен, они готовы идти на риск. Это в сочетании с растущим стремлением граждан к самообъединению может усилить склонность к протестам и политической активности. Долгосрочное влияние на эту тенденцию окажет пенсионная реформа.

Поскольку россияне все больше надеются на себя, появилась тенденция отчуждения от власти. Если это стремление получит целеполагающие ориентиры, то может привести к возникновению серьезных общественных движений популистского толка, как на Западе, считают эксперты. Однако протестная сила популистских движений в России будет ограничиваться их фрагментацией и ситуативностью повестки, поэтому не «выстрелили» и протесты против пенсионной реформы.

Спрос на популистскую риторику, которая касается справедливости, будет возрастать, однако вероятность массовых движений с лидерами общероссийского масштаба низка, говорит один из авторов исследования – Дмитриев: «Главная причина – фрагментированность тех сообществ, которые представляют ядро протеста. Они не способны к масштабному объединению в силу того, что такие люди не особо интересуются целостными концепциями, ради которых можно было выступать с общественными инициативами, они действуют ситуативно, несистемно и локально. Кроме того, для таких людей участие в движениях – это средство самовыражения, что порождает межличностную конкуренцию». Такие движения в меньшей степени формируются вокруг каких-то идеологий, они скорее стимулируются ценностями, говорит Дмитриев: «Если что-то не соответствует твоим установкам на справедливость, это вызывает протест. Типичный пример – повышение пенсионного возраста. Тут реакция не рациональная, а эмоциональная». При этом перемены, которые не совпадают с фундаментальными ценностями, – это не те перемены, которыми интересуется общество, сказал Дмитриев: «Запрос на изменения как раз связан с неприкосновенностью якорных ценностей, среди них и незыблемость пенсионного возраста. Люди готовы к таким быстрым переменам, как решение удвоить пенсии, не повышая при этом налоги. И это не смешно. Например, в Италии избиратели проголосовали за две партии, которые предлагали нечто подобное, так ведет себя популистское сознание и в России, мы видим признаки таких же поведенческих установок».

Отмеченные в исследовании тренды нельзя назвать неожиданными или новыми, считает руководитель ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Затухание политических механизмов «крымского консенсуса» и попадание России в зону развивающейся во всем мире популистской антиэлитной волны было зафиксировано многими экспертами, в том числе и по итогам прошедших региональных выборов. Массовый запрос на справедливость во всех исследованиях устойчив, он направлен на социальные права – достойная зарплата и пенсии, доступные и качественные здравоохранение и образование». Поэтому если предлагаемые государством реформы затрагивают именно «зону восприятия справедливости», то происходит перенос негативных ожиданий и вообще снижение ожиданий от государственных новаций в целом, что одновременно компенсируется ростом ценности самоорганизации и взаимопомощи, говорит эксперт. Однако самоорганизация работает прежде всего на локальном уровне и на уровне близкого социального окружения, согласен Бадовский: «Их масштабирование на общенациональный политический уровень неочевидно и не происходит автоматически. Многое зависит также от того, как работает с настроениями популизма партийно-политическая система. Важно и то, что само государство очень активно работает с ценностями взаимопомощи и самоорганизации через волонтерские и добровольческие движения».-