Статья опубликована в № 4701 от 22.11.2018 под заголовком: Конверсия как надежда

Планы конверсии оборонной промышленности трудно реализовать

К ней готово ограниченное количество отраслей

К 2020 г. доля гражданской продукции в оборонной промышленности должна составить 17%, к 2025 г. – 30%, а к 2030 г. – 50%, напомнил президент Путин на совещании о проблемах обороны в Сочи: «Чтобы достичь показателей, установленных на 2025 и 2030 гг., принимаемых мер, судя по всему, недостаточно» (kremlin.ru).

Задание по конверсии президент дал в послании в конце 2016 г. В январе 2018 г. в Уфе он же поручил создать правовую базу, в том числе законодательство, которое установит номенклатуру и количество покупок гражданской продукции оборонной промышленности естественными монополиями, госкорпорациями и органами власти на начальном этапе. Разработку этих актов надо ускорить и завершить к концу году, заявил Путин, некоторые крупные компании близки к достижению поставленных целей: в 2020 г. у «Ростеха» доля гражданской продукции составит 29%, а в целом по отрасли – 20,9%.

Задачу добиться в оборонной промышленности доли гражданской продукции в 30% к 2025 г. и 50% к 2030 г. выполнить будет очень сложно – разве что будет принято решение включить в состав «Ростеха», например, нефтекомпании, иронизирует эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Проваленная во времена Горбачева и ставшая тогда именем нарицательным конверсия и то имела теоретически больше перспектив: советский военно-промышленный комплекс потреблял огромное количество необходимого для гражданских отраслей сырья, а внутренний рынок был пуст, напоминает Макиенко.

По словам бывшего чиновника Минобороны, реально к выпуску значительного количества высокотехнологичной продукции готово ограниченное количество отраслей оборонного комплекса. Ближе всего к этому показателю можно подойти в авиапромышленности – в частности, в области двигателестроения, где есть перспективы роста продаж газотурбинных установок «Газпрому» и нефтяной промышленности.

Стоит отметить и усилия «Ростеха», ГТЛК и «Вертолетов России» по созданию медицинской авиации, что может до некоторой степени заместить резко сократившиеся военные заказы на транспортные вертолеты, продолжает собеседник «Ведомостей». Объективные предпосылки для достижения таких показателей есть у предприятий, давно имеющих гражданское производство или осваивающих гражданскую продукцию по давно сформированным программам, например у «Уралвагонзавода» или у корпорации «Иркут», где создается пассажирский авиалайнер МС-21. Но подавляющему большинству предприятий, имеющих узкую специализацию, будет трудно, а главным образом – невозможно освоить производство такой высокотехнологической продукции, которая нужна госкомпаниям и учреждениям, заключает бывший чиновник.

Как выглядят роботы российского производства

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more