Минюст предложил не наказывать чиновников за «вынужденную коррупцию»

Перечень обстоятельств непреодолимой силы закрепят в законе
Тренд на смягчение антикоррупционного законодательства наблюдается уже в течение нескольких лет/ Андрей Гордеев / Ведомости

Министерство юстиции планирует смягчить законодательство о противодействии коррупции, предусмотрев случаи, когда несоблюдение установленных запретов, ограничений и требований «вследствие обстоятельств непреодолимой силы» не является правонарушением. Соответствующее уведомление ведомство разместило на портале проектов нормативно-правовых актов. В нем говорится, что поправки готовятся во исполнение одного из пунктов Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 гг., а в их разработке вместе с Минюстом участвуют Минтруд, МВД, Генпрокуратура и Следственный комитет. Доклад о необходимых изменениях в федеральный закон «О противодействии коррупции» уже внесен в правительство.

По действующему закону оценивать коррупционные правонарушения уполномочены комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. В случае установления ими обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины, действие чиновника не может быть квалифицировано как коррупционное правонарушение. Но иногда соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов невозможно в силу объективных причин, при этом освобождение от ответственности законодательством не предусмотрено, говорится в уведомлении. Такое освобождение возможно, если несоблюдение требований вызвано объективными обстоятельствами, сделавшими невозможным соблюдение запретов, отмечает Минюст.

Примеры таких обстоятельств в уведомлении не приводятся. В ответ на запрос «Ведомостей» Минюст сообщил, что о конкретных случаях, когда несоблюдение антикоррупционных требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы не будет являться правонарушением, министерство проинформирует по результатам общественного обсуждения размещенного уведомления.

Оговорки об освобождении от ответственности ввиду непреодолимых обстоятельств уже содержатся в ряде законов и подзаконных актов. Так, согласно разъяснению Минэкономразвития от 2016 г. по поводу закона о госзакупках стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы – таких как наводнения, пожары, землетрясения, диверсии, военные действия, изменения законодательства и другие чрезвычайные ситуации, возникшие после заключения контракта и повлиявшие на его исполнение, которые стороны не в состоянии были предвидеть и предотвратить. Гражданский кодекс относит к таким обстоятельствам, в частности, землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуху, ураган, цунами, сель, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки.

Создаются очередные исключения, которые позволят чиновникам избежать наказания за коррупционные нарушения, считает замгендиректора «Трансперенси интернешнл – Россия» Илья Шуманов: «Нет ни одного разумного объяснения для применения обстоятельств непреодолимой силы, когда чиновник не мог бы задекларировать конфликт интересов. Под этими обстоятельствами понимаются, видимо, вооруженные действия, стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации, которые к коррупционным действиям отношения не имеют. Но у нас есть закупки при чрезвычайных ситуациях, которые устанавливают местные власти, – в Петербурге, например, с такой формулировкой строили велодорожки. Поэтому под них может попасть все, что угодно». По мнению эксперта, это даст возможность комиссиям по этике при органах власти, рассматривая конфликты интересов, давать индульгенции чиновникам, которые смогут объяснить отсутствие декларирования конфликта интересов или другое нарушение закона подобными обстоятельствами, по сути же это выглядит как намеренное создание для должностных лиц лазейки, чтобы избежать ответственности.

Тренд на смягчение антикоррупционного законодательства наблюдается уже в течение нескольких лет, отмечает Шуманов. Так, в 2018 г. были инициированы поправки, позволяющие не увольнять чиновника за коррупционное правонарушение, а выносить ему выговор, что, по сути, является ослаблением ответственности, напоминает эксперт: «Виды санкций за нарушение будет выбирать руководитель чиновника: в отношении лояльного подчиненного может выноситься более мягкое наказание, а для того, кого хотят уволить, – более суровое». Решения этических комиссий непубличны, поэтому внешнего контроля не будет: оговорки возникнут, но что это были за обстоятельства непреодолимой силы – никто не узнает, добавляет Шуманов.