Ближний Восток становится крупнейшим рынком для российских вооружений

Это следствие в том числе и политики Запада в этом регионе, поясняет эксперт
Противотанковый ракетный комплекс «Корнет», о поставке которого для ОАЭ договорились на выставке IDEX/ Владимир Астапкович / РИА Новости

Экспорт российских вооружений на Ближний Восток и в Северную Африку в 2018 г. составил более $6 млрд, заявил в понедельник журналистам на выставке IDEX-2019 в Абу-Даби (ОАЭ) гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. О том, что страны этого региона становятся одними из основных покупателей российского вооружения, руководители российской системы военно-технического сотрудничества говорили и ранее. Так, в 2017 г. директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Дмитрий Шугаев заявил в интервью «Коммерсанту»: «Мы по-прежнему ориентированы на Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион, которые занимают приблизительно по 40% в общем объеме поставок продукции военного назначения». А в справке ФС ВТС к последнему интервью Шугаева «Коммерсанту» от 6 февраля 2019 г. говорится, что в прошлом году при общей сумме поставок примерно $15 млрд на страны Ближнего Востока и Северной Африки приходится 48% (или примерно $7,2 млрд), а на Азиатско-Тихоокеанский регион – 45%. По словам человека, близкого к «Рособоронэкспорту», разницу между оценками ФС ВТС ($7,2 млрд) и цифрой, названной Чемезовым ($6 млрд), можно объяснить тем, что в последнем случае гендиректор «Ростеха» говорил только об экспорте через госпосредника – «Рособоронэкспорт», а в ФС ВТС учитывали также поставки запчастей и сервисных услуг, которые могут осуществляться без посредничества этой входящей в «Ростех» компании.

Главными покупателями российских вооружений в регионе Ближнего Востока и Северной Африки являются Алжир, Египет и Ирак, говорит собеседник, близкий к «Рособоронэкспорту». Небольшие партии легкого и стрелкового вооружения закупают также богатые страны Персидского залива и ряд других стран, отмечает он. Во время выставки IDEX было объявлено о заключении контракта с ОАЭ на поставку противотанковых ракетных комплексов «Корнет», и, как предположил гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, до согласования контракта с Саудовской Аравией на организацию производства в этой стране автоматов Калашникова АК-103 осталось 3–4 месяца.

Если в отношении российского экспорта вооружений конца ­1990-х – начала 2000-х гг. можно было говорить, что более двух третей его приходится на Индию и Китай, то с середины 2000-х гг. его удалось диверсифицировать за счет Венесуэлы, куда было продано вооружений на сумму более $11 млрд, а также стран Юго-Восточной Азии и Северной Африки, сказал эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. В основном, по его словам, речь шла о старых партнерах еще с советских времен. И хотя из-за гражданской войны и западной интервенции в Ливии России не удалось восстановить сотрудничество с этой страной, та война сыграла важную роль для продолжения масштабных алжирских закупок вооружений, указывает эксперт. В свою очередь, поддержка Западом «арабской весны» привела к восстановлению масштабного сотрудничества с Египтом, а поддержка Россией правительства Сирии, вопреки прогнозам, не привела к сворачиванию пусть и ограниченной торговли вооружениями с монархиями Залива, отмечает Макиенко.