Отказ Павлу Грудинину в депутатском мандате эксперты считают политическим

Экс-кандидату в президенты от КПРФ припомнили не закрытые вовремя зарубежные счета
Павлу Грудинину (справа на заднем плане) не помогла поддержка избирателей на выборах президента
Павлу Грудинину (справа на заднем плане) не помогла поддержка избирателей на выборах президента / Sergei Karpukhin / Reuters

Центризбирком в четверг отказался передать директору совхоза им. Ленина и экс-кандидату в президенты от КПРФ Павлу Грудинину мандат депутата Госдумы, принадлежавший скончавшемуся в начале марта нобелевскому лауреату Жоресу Алферову. Комиссия отклонила соответствующее постановление, представленное членом ЦИК от КПРФ Евгением Колюшиным. Основной причиной стало наличие у Грудинина иностранных счетов в момент регистрации его кандидатом в депутаты Госдумы в 2016 г. Против передачи мандата Грудинину, сославшись на это, выступил зампред ЦИК Николай Булаев (он вел заседание, председатель ЦИК Элла Памфилова находится в отпуске).

В поддержку Грудинина высказался Колюшин. По его мнению, то, что Булаев не завизировал постановление о передаче мандата, объясняется «только политическим заказом». Зюганов назвал решение ЦИК «позорищем»: «Все вернулось к худшим временам 90-х гг. Сидят два-три человека в администрации президента, пальцем тычут всем, в том числе и ЦИК. Он берет под козырек и начинает заниматься инсинуацией».

Мандат Алферова теперь передадут депутату Законодательного собрания Красноярского края Петру Медведеву, сообщил член ЦИК Евгений Шевченко. На президентских выборах в 2018 г. у Грудинина тоже возникли проблемы с зарубежными активами: ЦИК нашел у него «не до конца» закрытые иностранные счета. Но после разъяснений кандидата ЦИК не стал снимать его с выборов, и Грудинин занял 2-е место с 11,77% голосов. В конце февраля 2019 г. Грудинин лишился мандата депутата горсовета подмосковного Видного по представлению прокуратуры, обнаружившей у него незадекларированный офшор. Грудинин снова все отрицал, но на решении депутатов это не сказалось.

Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов написал в своем Telegram-канале, что не понимает, почему ЦИК при наличии документов об иностранных счетах Грудинина не исключил его раньше из списка кандидатов в депутаты. Кроме того, коммунист считает, что ЦИК попал в политико-правовой тупик: «Предприниматель идет в парламент и сразу после выборов не попадает в Думу. Ему что, нужно прекратить на все пять лет предпринимательскую деятельность?»

Сопредседатель «Голоса» Андрей Бузин напоминает, что вопрос с иностранными счетами Грудинина ЦИК долго решал, когда тот был кандидатом в президенты: «В конце концов его решили компромиссно и, по крайней мере, допустили на выборы. Тогда они сочли недоказанным, что у него есть эти счета. Теперь же ЦИК опять вернулся к этому вопросу, хотя ничего нового не было добыто». Бузин считает решение ЦИК политическим.

Другой сопредседатель «Голоса», Григорий Мельконьянц, называет решение ЦИК беспрецедентным, поскольку комиссия нарушила сложившуюся техническую процедуру передачи мандатов: «То есть ЦИК считает, что при передаче мандатов имеет контрольную функцию и в случае выявленных нарушений имеет право отказать в передаче мандата». По мнению эксперта, ЦИК, если он не согласен, должен был оспорить передачу мандата в суде и поступать в соответствии с его решением. Сейчас же ЦИК своим решением де-факто исключил кандидата из списка зарегистрированных кандидатов, хоте де-юре кандидат в списке остался, добавляет Мельконьянц.

Невозможно рассматривать историю с Грудининым вне общего контекста выборов в стране, считает политолог Александр Кынев: «В 2000-х гг. была политика кооптации, когда не важно, кто где выиграл, важно инкорпорировать человека в «Единую Россию». В 2010-е гг., когда внутреннюю политику курировал Вячеслав Володин, был период «раздела» – пытались договориться, разделить портфели, поэтому не было смысла в конкурентной борьбе. Сейчас ситуация другая: никакой кооптации, никакого раздела, четкое деление на своих и чужих, причем то, что мы видим в отношении системной оппозиции, – это борьба с сателлитами». В 2014 г. был достигнут новый договор о взаимоотношениях, но есть ощущение, что и он закончился, продолжает эксперт: «Мы видим травлю победителей: там, где оппозиционер побеждает на выборах, нет никакой кооптации победителей, идет информационная травля, саботаж, попытки мешать работе». Это будет иметь негативные последствия и приведет к радикализации системной оппозиции, а учитывая, что происходит смена поколений, такая радикализация на фоне новой кадровой волны скажется на поведении системной оппозиции и власть получит больше людей, готовых к серьезной борьбе, резюмирует Кынев.