Россия и США резко активизировали двусторонние контакты на высоком уровне

Но ждать от возобновившегося диалога каких-то прорывов не следует, предупреждают эксперты
Эксперты скептически оценивают перспективы попытки возобновления диалога между Россией и США/ Mandel Ngan / REUTERS

Президент России Владимир Путин может принять госсекретаря США Майка Помпео после его переговоров с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым 14 мая, сказал журналистам во вторник пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. Встречи Помпео с российскими властями не будут подготовкой к новой встрече Путина и президента США Дональда Трампа, уточнил представитель Кремля: «Есть взаимное понимание целесообразности продолжения диалога на разных уровнях, но каких-то более или менее четких договоренностей [о встрече президентов] сейчас нет».

Трамп звонит первым

Диалог между Путиным и Трампом возобновился в начале мая по инициативе американской стороны, сообщила пресс-служба Кремля. 3 мая президенты провели продолжительный телефонный разговор, обсудив вопросы двусторонних отношений «с акцентом на экономическое сотрудничество» и подтвердив «обоюдный настрой на активизацию диалога в различных областях, в том числе по вопросам стратегической стабильности», отметила пресс-служба. Согласно этой информации, разговор также шел о событиях в Венесуэле, где США добиваются ухода избранного президента Николаса Мадуро (Россия его поддерживает), а также о Северной Корее, с лидером которой Ким Чен Ыном Путин встречался незадолго до беседы с Трампом, и об Украине, где избран новый президент Владимир Зеленский. По сообщению Кремля, Путин выступил против вмешательства США во внутренние дела Венесуэлы, указал, что нужно сокращать санкционное давление на КНДР в ответ на ее шаги по ядерному разоружению, а также обратил внимание на необходимость выполнения минских соглашений новым украинским руководством. Трамп подтвердил, что одной из тем разговора была Венесуэла; по словам Помпео, американский президент заявил, что Россия должна уйти из этой южноамериканской страны. Госсекретарь США также рассказал, что президенты обсуждали возможность продления договора СНВ-3 – единственного сохранившегося соглашения между Россией и США о ядерном разоружении.

Звонку Трампа предшествовало завершение в США длительного расследования спецпрокурора Роберта Мюллера – ему не удалось доказать сговор избирательного штаба Трампа с Москвой во время президентских выборов 2016 г. До того президенты несколько месяцев не общались: диалог прервался прошлой осенью после отмены двух анонсированных сторонами встреч. В начале ноября были отменены переговоры в Париже – по мнению президента Франции Эмманюэля Макрона, они могли испортить празднование столетия окончания Первой мировой войны. А в конце ноября уже сам Трамп отказался от встречи с Путиным на полях саммита G20 в Аргентине, сославшись на инцидент в Керченском проливе, где российские пограничники арестовали пересекших границу России украинских моряков. Трамп тогда сказал, что будет готов к встрече с Путиным после урегулирования инцидента. Кремль в ответ заявил, что больше не будет инициировать новых встреч президентов и подождет инициативы с американской стороны. При этом Песков на протяжении всех этих месяцев комментировал состояние российско-американских отношений со все большим пессимизмом: в феврале он заявил, что надежды на улучшение отношений двух стран у Кремля нет. Незадолго до звонка Путину Трамп и Помпео заявляли, что Россия «должна убраться из Венесуэлы», куда, как сообщали СМИ, прибыли российские военные советники. Трамп при этом говорил журналистам, что для изгнания России из Венесуэлы «допустимы любые способы».

Разговор может прерваться

Опрошенные «Ведомостями» эксперты скептически оценивают перспективы попытки возобновления диалога между Россией и США. «Приводным ремнем» его активизации стала Венесуэла, решение вопроса со свержением руководства которой «уже становится делом чести для администрации президента США и Трампа лично», говорит политолог Федор Лукьянов: «Имеет значение также желание Трампа в очередной раз показать, что ему плевать на нападки внутри страны из-за его попыток наладить отношения с Путиным». Это происходит уже не в первый раз – в прошлом году Путин принимал советника Трампа Джона Болтона, напоминает эксперт: «Очень много было разговоров о том, что встреча прошла по-деловому и конструктивно, договорились дальше обсуждать несколько тем, которые всех волнуют, – тогда это была в том числе стратегическая стабильность. Результат известен: никакой, а точнее, отрицательный, потому что стало хуже. Я не вижу, почему сейчас будет иначе». Помпео и Болтон настроены к России резко негативно, а темы стратегической стабильности, которая единственная казалась неизбежной для обсуждения двумя странами, после одностороннего выхода США из договора о ракетах средней и меньшей дальности больше не существует, напоминает Лукьянов: «Поэтому я думаю, что, к сожалению, сценарий будет такой же, как в прошлый раз».

Хорошо, что диалог возобновляется, но он может вновь прерваться в любой момент, согласен программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Главная помеха диалогу – это даже не новые расследования в отношении Трампа внутри США, считает эксперт: «Помеха в позициях двух стран – их примирить и сблизить довольно сложно». Успешное для Трампа завершение расследования Мюллера дает его администрации немного больше маневра в отношениях с Москвой, продолжает Тимофеев: «За то время, пока диалога не было, проблемы продолжали накапливаться, противоречий стало очень много, и ни по одному из них фактически у нас никакого внятного разговора не шло. Но перед визитом Помпео в Америке стали громче раздаваться голоса о том, что необходимо все-таки возобновить диалог по стратегической стабильности и по контролю над вооружениями. Даже сенатор Роберт Менендес (один из инициаторов антироссийских санкций. – «Ведомости») выступал с предложением о том, что должен быть продлен договор СНВ-3, срок которого истекает в 2020 г.». Контроль над вооружениями – одна из наиболее благоприятных тем для возобновления диалога, но есть и другие, напоминает эксперт: в частности, это вопрос о кибербезопасности, диалог по которой был свернут по инициативе США, Северная Корея и, наконец, Венесуэла, где Трамп стал перед выбором – начинать военную операцию или нет. «Так что о чем поговорить с российским руководством у Помпео и впоследствии у Трампа есть. Но нынешняя попытка диалога вполне может закончиться, как и предыдущие. Потому что какой-то критической массы мотивов для возобновления диалога о сотрудничестве пока нет, а в Вашингтоне сохраняют значимость внутриполитические факторы в отношении России. Этот разговор может прерваться в любой момент, и, даже если состоится очередная встреча на высшем уровне, не факт, что она приведет к какому-то прорыву», – полагает Тимофеев.