Правительство представило новую доктрину контрольно-надзорной деятельности

Она будет ориентирована на сотрудничество проверяющих и проверяемых
План реформы контрольно-надзорной деятельности подразумевает разработку двух базовых законов/ Александр Гальперин / РИА Новости

Вице-премьер и руководитель аппарата правительства Константин Чуйченко представил в среду на юридическом форуме в Петербурге проект базового закона о контроле, который должен определить единые принципы контрольно-надзорной деятельности. Делал он это на фоне гильотины – организаторы форума заказали макет в натуральную величину специально к презентации. Он символизировал основной принцип текущей реформы контрольно-надзорной деятельности, который подразумевает отказ от избыточных требований к бизнесу.

Как следует из текста законопроекта (опубликован на правительственном портале раскрытия информации), в его основу должны лечь принципы стимулирования добросовестности контролируемых лиц и соразмерности вмешательства в их права. Закон декларирует также недопустимость злоупотреблений и множественного контроля (когда одно и то же лицо проверяют разные организации на предмет соблюдения одних и тех же требований).

План реформы контрольно-надзорной деятельности подразумевает разработку двух базовых законов, напомнил Чуйченко. Один должен регулировать процедурные вопросы, второй – установить количественные и качественные характеристики требований, которые могут быть предметом проверок.

Проект закона о контроле разработчики уже называют контрольно-надзорным кодексом. По словам Чуйченко, за основу брали советские процессуальные кодексы, которые до сих пор остаются образцом высокой юридической техники. «Мы старались уйти от состязательности и перейти к сотрудничеству», – объясняет он.

Принципиальные нововведения – отказ от гегемонии проверок как основного инструмента контроля (их можно заменить по примеру ФНС более эффективной системой мониторинга при помощи технических средств), а также прямой запрет на использование палочной системы при оценке эффективности работы проверяющих, рассказал замминистра экономического развития Савва Шипов. Вместо этого вводится такой критерий, как предотвращенный ущерб. Объекты контроля разделят на категории по уровню риска причинения вреда, для каждой категории должна быть установлена точная периодичность контрольных мероприятий. Например, для объектов с чрезвычайно высокой опасностью риска – от одной до двух проверок в год, для категории среднего и умеренного – не менее одной раз в шесть лет, но не чаще, чем одна раз в два года. Участие контролируемых лиц в такой работе не предусматривается. Зато они вправе подать заявление об изменении своей категории риска.

Вводится специальная должность для лица, уполномоченного проводить проверки, – инспектор. Контролируемое лицо или его представитель имеет право присутствовать при проверке, привлекать к участию в ней уполномоченного по защите прав бизнеса и обжаловать действия проверяющих. Оно также имеет право на возмещение вреда, если действия проверяющих признаны незаконными. Законопроект вводит понятие контрольно-надзорного производства как комплекса действий по оценке соблюдения обязательных требований. Авторы законопроекта насчитали семь видов контрольных мероприятий: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд, проверка.

Предполагается, что законопроект будет внесен в Госдуму осенью вместо уже принятого в первом чтении закона о контроле, который правительство отзовет, рассказал замруководителя аппарата правительства Юрий Любимов.

Фактически речь идет о создании доктрины контрольно-надзорной деятельности, актуальной не было до сих пор, радуется директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева. Предприниматели готовы приветствовать реформу, однако не уверены в окончательном результате. Введение обязательного предупреждения вместо штрафа после первой проверки позволило резко снизить количество жалоб от предпринимателей, напоминает президент «Опоры России» Александр Калинин. Он опасается, что после реформы КоАП может превратиться в репрессивный инструмент.

Выводы можно будет делать только после обсуждения законопроекта. Но пугает то, что процедура проверок прописана по кальке УПК, именно из-за его несовершенства создаются условия для необоснованного уголовного давления на бизнес, напоминает руководитель экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович. Есть риск, что такой подход может привести к ужесточению проверок.