Социологи сообщили о росте рейтингов идущих на выборы губернаторов

Прирост связан с использованием разных методик подсчета, полагают эксперты
Социологи решили взглянуть на рейтинги власти под другим углом/ Максим Стулов / Ведомости

Руководитель Вологодской области Олег Кувшинников и врио губернатора Санкт-Петербурга Александр Беглов пока не гарантировали себе победу в первом туре сентябрьских губернаторских выборов. Это следует из свежих данных ВЦИОМа и ФОМа, обнародованных в среду на круглом столе в Экспертном институте социальных исследований. За Кувшинникова готовы проголосовать 51% от тех, кто намерен принять участие в выборах, а за Беглова – 54%. Кроме них менее 60% голосов пока набирают волгоградский губернатор Андрей Бочаров (58%) и врио главы Республики Алтай Олег Хорохордин (59%). Самые высокие показатели – у трех врио губернаторов: забайкальского Александра Осипова (84%), курганского Вадима Шумкова (82%) и курского Романа Старовойта (81%). Явка, по расчетам социологов, может составить от 33% (Ставропольский край) до 46% (Сахалин).

Гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров объяснил высокую поддержку врио губернаторов тем, что у избирателей в связи со сменой региональной власти появилась надежда на лучшее, работает также фактор обновления, открытости и упор на прямые коммуникации с населением. Люди верят, что власть способна обеспечить перемены к лучшему и развитие, а не застой, подчеркнул социолог. У действующих губернаторов выше антирейтинг и ниже электоральный потенциал, а это доказывает, что избиратели возлагают надежды на новых губернаторов – это люди новой управленческой культуры и жители регионов это оценили, полагает директор проектов ФОМа Лариса Паутова: «Например, Курганская область – один из самых депрессивных регионов, там один из самых высоких уровней неудовлетворенности ситуацией. Получается такой интересный баланс между тем, что люди чувствуют себя плохо, и высокой поддержкой нового губернатора – это интрига, за которой мы будем наблюдать».

В апреле, когда ВЦИОМ и ФОМ обнародовали результаты первой волны изучения электоральных настроений в регионах, где осенью будут избираться губернаторы, их рейтинги были существенно ниже, а у шести (Хорохордина, Беглова, Бочарова, Кувшинникова, ставропольца Владимира Владимирова и врио оренбургского губернатора Дениса Паслера) даже не дотягивали до 50%. Однако тогда социологи публиковали процент от всех опрошенных, а теперь – только от тех, кто заявил об участии в выборах, что дало губернаторам заметную прибавку (например, по словам двух человек, близких к администрации президента, рейтинг Беглова от всех опрошенных – 47%). Причем ФОМ считал по этой схеме не только основной рейтинг, как ВЦИОМ, но и «электоральный потенциал» и антирейтинг. В прошлый раз было мало людей, которые знали о выборах, поэтому было некорректно давать данные от числа намеренных голосовать, поясняет Паутова. Публиковать доли от числа всех избирателей, по словам Федорова и Паутовой, социологи больше не планируют.

Опубликованные данные позволяют делать одну вещь – говорить, что рейтинг и антирейтинг, например, Валерия Лимаренко на Сахалине – 63% и 14%, а не 54% и 17%, как говорилось в апреле, отмечает руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Точно так же рейтинг Бочарова для информационного продвижения теперь 58%, а не 40%, а антирейтинг – не 26%, а 20%. И в Петербурге будет звучать новая цифра поддержки Беглова – 54%, а не будоражившие всех апрельские 43%». О динамике говорить не приходится, так как сравнивать доли от всех опрошенных и от намеренных голосовать нельзя, добавляет эксперт: «Но перейти к новым цифрам в медийной повестке и усилить звучание тезиса, что в этом году все губернаторские выборы пройдут в один тур, можно». Для проведения кампаний и их реального обсуждения этих данных недостаточно, говорит Бадовский: «До выборов еще три с половиной месяца, реальная кампания не началась, окончательные линейки кандидатов не сформированы, а это влияет и на рейтинги, и на потенциальную явку». Выводы можно будет делать после новой волны данных в конце июня: контуры кампаний станут немного более четкими и можно будет судить о динамике цифр, резюмирует эксперт.

Главное в электоральной социологии – не цифры, а тенденции, подчеркивает политтехнолог Григорий Казанков: «Тенденции переломить сложно. Например, если рейтинг начинает падать на ранней стадии, то это сложно изменить. Или важный показатель – допускает ли человек возможность голосования за кандидата. Если таких людей меньше 50%, то шансов нет – как было у губернатора Владимирской области Светланы Орловой в 2018 г. Если их 50–60%, то вероятность второго тура большая». На опубликованные данные можно ориентироваться при планировании кампании, но о том, что результаты будут схожими, говорить нельзя, поскольку вся кампания еще впереди, добавляет эксперт: «Сейчас у тех врио, у которых с оценками граждан все хорошо, рейтинги растут, у кого есть проблемы – стоят на месте. На данный момент среди самых проблемных регионов – Санкт-Петербург, Сахалин, Вологодская и Волгоградская области».