Сумеет ли Себастьян Курц вернуться в канцлеры Австрии после скандала

Бригитте Бирляйн – первая женщина на посту канцлера Австрии. Но пока только до выборов в сентябре
Thomas Kronsteiner / Gettiimages

В этом году карьере Бирляйн должен был прийти конец. Она добралась до одного из самых высоких постов страны – стала председателем конституционного суда. Но 25 июня ей исполнится 70 лет. По закону пришлось бы увольняться, поскольку 70 – максимально допустимый возраст для этого поста. Однако в судьбу Бирляйн вмешалась политика.

Парламент вынес вотум недоверия канцлеру Себастьяну Курцу. Ему на смену президент страны назначил Бирляйн. Ей предстоит работать минимум до сентября этого года, когда пройдут досрочные выборы. Выступая перед журналистами, новоиспеченная канцлерин призналась: «Да, вы удивлены этим назначением – но и я не меньше вашего!» Предложение застало ее врасплох: «Я попросила несколько часов на раздумье и решила, что ради блага Австрии я приму этот очень ответственный пост».

Таким образом, Бирляйн вошла в историю как первый канцлер-женщина за все время существования Австрии. Но ей не привыкать быть первой: в своей жизни Бирляйн добивалась назначения на ряд постов, прежде считавшихся исключительной вотчиной мужчин. Да и ситуация в Австрии нетипичная: это первый в послевоенной истории страны вотум недоверия канцлеру.

Как Бирляйн не стала художницей

Бригитте Бирляйн родилась 25 июня 1949 г. в Вене. Отец был госслужащим, а мать – художницей. Дочь мечтала пойти по ее стопам – писать картины или же выучиться на архитектора. Но мать, не понаслышке знающая жизнь людей искусства, изо всех сил отговаривала.

Тем не менее Бригитте взяла папку своих набросков и отправилась в Венский университет прикладных искусств: «Но там я познакомилась с другими молодыми людьми, желавшими учиться в этом вузе. Я сравнила их работы со своими и поняла, что мои не в пример хуже. К тому же я была в курсе, сколько художников не знает, где взять деньги на квартплату за следующий месяц. Вот некоторые из причин, почему я переключилась на более прагматическую дисциплину» (здесь и далее цитаты из интервью Die Presse).

«Более прагматическая» сфера была полной противоположностью искусству – юриспруденция. В Австрии юридическое образование не адаптировано к болонской модели «три года бакалавриата и два года магистратуры» и формально обучение должно занимать четыре года. Но многие студенты задерживаются в университете дольше.

Особенно это касалось сверстников Бирляйн, у которых нашлись дела поважнее учебы. «Я из поколения студентов 1968-го», – вспоминала Бирляйн. В тот год по Европе и США прокатилась волна молодежных бунтов. Диапазон требований был от прекращения войны во Вьетнаме до реформы образования. Сильного накала страсти достигли во Франции, где дело кончилось отставкой Шарля де Голля, и в ФРГ, где спусковым крючком послужило покушение на лидера социалистического движения Руди Дучке. Он выжил и позже стал одним из создателей партии «Зеленые», которая сейчас набирает все большую силу в Германии.

Краем протестные настроения задели и Австрию, но только не Бирляйн: «Для меня важно было как можно быстрее изучить юриспруденцию». Немецкие СМИ отдельно отмечают, что Бирляйн уложилась ровно в четыре года, отведенные на получение диплома. Еще четыре года у нее ушло на то, чтобы в 1975 г. стать судьей.

Прокурор с характером

Изначально судья Бирляйн специализировалась на жилищном праве. Но вскоре переключилась на уголовное право: «Это интереснее, потому что ближе к жизни». В те годы женщина-судья была экзотикой, особенно в уголовном праве. Единственной областью, где судья не мужчина считался нормой, были семейные тяжбы. «Сейчас все иначе, женщины в судах – в большинстве», – вспоминала Бирляйн. Но она не приветствует квоты на слабый пол: «Поначалу квоты на рабочие места для женщин были важны, чтобы запустить процесс. Квоты всего лишь показатель, что есть проблема, а не ее решение. Мне не кажется, что стоит брать на работу женщину только потому, что существует квота».

Трудный суд

Перед конституционным судом Австрии стоит немало сложных вопросов, решения по которым будут вспоминать еще долго. На- пример, имеют ли право автопро- изводители следить за выпущен- ными ими автомобилями? Речь о сборе информации о скорости, техническом состоянии, исполь- зовании медиасистемы машины и т. д. Растет и нагрузка на суд. В 2017 г. по сравнению с 2016 г. количество дел выросло на треть, перевалив за 5000. В 2018 г. увели- чилось еще на 12%. Было рассмо- трено более 5400 дел, а всего за год зарегистрировано 5665 новых исков. 55% касаются политическо- го убежища. В среднем одно дело рассматривалось 111 дней. Конституционный суд состоит из председателя, вице-председателя, 12 членов и шести запасных су- дей, которые подменяют заболев- ших и тех, кто не может прини- мать участия в процессе. Бирляйн жаловалась, что ей категорически не хватает сотрудников в аппара- те, обеспечивающем работу всех этих судей, и собиралась просить канцлера об увеличении финан- сирования. По иронии судьбы те- перь, когда она стала канцлером, ей не нужно беспокоиться о росте нагрузки на суд, зато она имеет все шансы повлиять на решение проблемы с деньгами для него.

Бирляйн – большая модница. Ее наряды и привычка ходить с распущенными волосами, вместо того чтобы собрать их в пучок или конский хвост, вызывали у старых судей культурный шок, пишет газета Der Standard. До сих пор она вместо строгого делового костюма предпочитает привлекающие внимание наряды, носит жабо, может надеть голубой пиджак на фиолетовую блузку или же прийти в синей кофте с крупным принтом. Порой из-за увлечения стильными вещами ее сравнивают с другой высокопоставленной модницей, Терезой Мэй.

Судьей Бирляйн пробыла недолго, всего два года. Как только требуемый законом стаж был накоплен, в 28 лет она перешла в прокуратуру, и в 1990 г. 41-летняя Бирляйн добралась до поста генерального прокурора. Надо ли говорить, что прежде женщин на этой должности никогда не было?

Бирляйн известна своим умением договариваться с оппонентами, в то же время очень жестко относится к преступникам, утверждает журнал Marie Claire. Характер у нее действительно жесткий. Несколько лет назад ее пытались ограбить на улице. Вопреки всем рекомендациям полиции, как себя вести в таких случаях, она отказалась отдавать сумочку. Преступника схватили, но он успел нанести несколько ударов Бирляйн. «Но в сумочке же была кредитка!» – объясняла она журналистам.

Судья – это тоже политик

Бирляйн было за пятьдесят, когда она одновременно с работой в прокуратуре заняла еще один высокий пост: в 2001 г. возглавила Ассоциацию прокуроров Австрии. Но через два года пришлось уйти из президентов ассоциации по очень уважительной причине.

Бирляйн склоняется скорее к правым взглядам, но политических симпатий старается не показывать. «Я никогда не состояла ни в одной политической партии, – сказала она Die Presse. – Независимость для меня – главное». У нее хорошие отношения с политиками самых разных спектров, объясняет газета. Один из них, канцлер Австрии Вольфганг Шюссель, в 2003 г. выдвинул ее в вице-председатели конституционного суда. Шюссель возглавлял Австрийскую народную партию (АНП) – ту самую, в которой сделал карьеру Курц.

Бирляйн в начале 2018 г. не стала бы первой женщиной – председателем конституционного суда, не поддержи ее кандидатуру Австрийская партия свободы (АПС), входящая в коалиционное правительство Курца. Членом АПС был бывший вице-канцлер Хайнц-Кристиан Штрахе, скандал с которым и стал поводом для нынешнего вотума недоверия.

Работа в конституционном суде оказалась непростой. «Мы балансируем между политикой и законом», – признавалась Бирляйн газете Nachrichten. Особенно это касалось щекотливых вопросов вроде реформы соцобеспечения, защиты прав некурящих или зарубежного финансирования австрийских имамов (в 2016 г. Курц выдворил из страны несколько имамов и закрыл ряд мечетей, которые поддерживали из-за рубежа).

Недавний пример – в феврале этого года в австрийском городе Дорнбирне был убит у себя в офисе начальник социального отдела окружной администрации. Подозреваемым стал гражданин Турции: он родился в Австрии, за многочисленные преступления был депортирован и нелегально вернулся обратно. После этого министр внутренних дел Герберт Кикль, член АПС, потребовал дать силовикам право арестовывать подозрительных лиц. Но Бирляйн в интервью Der Standard высказалась резко: «У нас в Австрии есть закон <...> и в нем уже перечислены все поводы для ареста <...> Я скептически отношусь к профилактическим арестам».

Бирляйн всегда избегала теоретических дебатов, писала Der Standard. Из-за этого кое-кто обвинял ее в недостаточном знании юриспруденции. Сторонники же уверяли, что при Бирляйн решения конституционного суда стали более жизненными и практическими.

Что любит Бирляйн

У Бирляйн нет детей. У нее отношения с одним из судей в отставке, но официально в браке она не состоит. Она любит горные лыжи, благо в Австрии немало отличных курортов, и яхтинг – ради этого ездит на Эгейское море, если позволяет время. От мечты о славе художника у нее остались увлечение театром и оперой и коллекция современного искусства – главным образом австрийских художников Маркуса Праченски (1932–2011) и Йозефа Микля (1929–2008).

Всем этим она с удовольствием занималась бы на пенсии, если бы Курц не поставил антирекорд: продержался на посту канцлера всего 525 дней. Его предшественник Кристиан Керн, прежний «рекордсмен», занимал должность 580 дней.

Австрийская Республика

государство в Центральной Европе

Население (на 31 октября 2017 г.) – 8,81 млн человек.

ВВП (2018 г.): номинальный – 386,1 млрд евро, рост экономики в реальном выражении – 2,7%.
Инфляция (апрель 2019 г.) – 1,7%.
Безработица (март 2019 г.) – 4,8%.
Продолжительность жизни (2018 г.): мужчины – 79,3, женщины – 84 года.
Внешнеторговый оборот (2018 г.): импорт – 155,7 млрд евро, экспорт – 150 млрд евро.
Государственный бюджет (2018 г.): доходы – 187,6 млрд евро,
расходы – 187,2 млрд евро,
профицит – 0,1% ВВП.
Государственный долг (апрель 2019 г.) – 208,8 млрд евро.
Международные резервы (апрель 2019 г.) – 20,9 млрд евро.

Курц мог бы проработать чуть дольше, пока не будет назначен преемник. Но тогда бы ему, получившему вотум недоверия от парламента, пришлось представлять страну на неформальном саммите ЕС в Брюсселе. Так что Курц попросил министров работать, пока им не назначат смену, а сам ушел в отставку. Два дня его работу выполнял вице-канцлер Хартвиг Лёгер, он и поехал в Брюссель. А 30 мая этот пост заняла Бирляйн.

Поводом для скандала стала запись, на которой вице-канцлер Штрахе беседует перед парламентскими выборами 2017 г. с женщиной, якобы богатой россиянкой. Она предлагает его партии, АПС, материальную поддержку в обмен на помощь с ее бизнесом. Позже выяснилось, что это была подстава, а «родственница российского олигарха» на самом деле студентка из Боснии, хорошо знающая русский.

По итогам выборов АПС сформировала с АНП Курца коалиционное правительство. Но 17 мая этого года запись со Штрахе появилась в СМИ. Курц разорвал коалиционное соглашение с АПС, ее министры ушли в отставку.

Еще один важный игрок на политическом поле – Социал-демократическая партия Австрии (СДПА) инициировала вотум недоверия. АПС и ряд депутатов присоединились к ней, и 27 мая правительство было отправлено в отставку.

Курц стал канцлером всего в 31 год. У него еще полно времени для участия в политических баталиях. Уже на сентябрьских выборах он намерен вернуть себе пост канцлера. У него неплохие шансы. 26 мая прошли выборы в Европарламент. На них АНП Курца набрала 34,6% голосов. СДПА пришла второй. А бывшие коллеги по коалиции, АПС, отстали почти вдвое – 3-е место с 17,5% голосов.

Пока Курц ведет кампанию, канцлером будет Бирляйн. Президент Австрии Александр Ван дер Беллен охарактеризовал ее как «благоразумную, дальновидную, очень компетентную». Сама же она обещала: «Я постараюсь завоевать доверие австрийцев», а главной задачей назвала рост взаимного доверия в обществе и восстановление спокойствия.