Илья Яшин лидирует среди кандидатов в Мосгордуму по 45-му округу

Результаты опроса «Левада-центра» уменьшат возможности властей снять его с выборов, надеется оппозиционер
Илья Яшин лидирует по популярности у избирателей среди кандидатов в Мосгордуму/ Максим Стулов / Ведомости

Глава совета депутатов Красносельского района Москвы Илья Яшин лидирует по популярности у избирателей среди кандидатов в Мосгордуму по округу № 45 (районы Басманный, Мещанский, Сокольники и Красносельский), следует из опроса «Левада-центра». Готовность проголосовать за него выразили 17% опрошенных (33% от числа намеренных голосовать и определившихся с выбором), на втором месте замруководителя аппарата фракции ЛДПР в Госдуме Никита Березин (в партии говорят, что предполагается выдвижение другого кандидата) – 5% (9%), на третьем – самовыдвиженец, проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара – 3% (5%). При этом большинство избирателей округа говорят, что не знают, кого поддержать (38%), или не стали бы голосовать (20%). Тройка лидеров по узнаваемости выглядит так же: Яшина знают 31% респондентов, Березина – 9%, Касамару – 7%. Чаще всего жители округа сталкивались с агитацией Яшина (13%) и Касамары (4%). Участвовать в выборах пока планируют 45% опрошенных.

Социолог «Левада-центра» Денис Волков подтвердил «Ведомостям» проведение опроса, заказанного штабом Ильи Яшина. К неопределившимся с выбором относятся прежде всего те, кто вообще не пойдет на участки, и кандидатам будет сложно их уговорить прийти на выборы, поясняет Волков: «В принципе, интерес к выборам в Мосгордуму достаточно низкий, в том числе и по сравнению с прошлогодними выборами мэра».

Цифры всех кандидатов, кроме лидера, находятся в рамках статистической погрешности, отмечает Яшин: «Главный вывод, который нужно сделать из этого опроса: что я, несомненно, имею право на участие в этих выборах и должен быть к ним допущен. Я – избранный глава муниципалитета, что уже подтверждает мою легитимность, за меня люди уже проголосовали и дали мне кредит доверия, в отличие от всех остальных кандидатов в округе, которые только претендуют на доверие граждан. И эти цифры показывают, что видеть меня своим представителем в Мосгордуме хотят значительно больше людей, чем всех других кандидатов». Поэтому попытка снять его с выборов будет пренебрежением мнением избирателей, подчеркивает политик. Он не исключает, что после публикации опроса желание снять его с выборов может усилиться, но возможности это сделать скорее уменьшатся: «Как можно снимать с выборов основного претендента на победу, избранного главу муниципалитета, популярность которого в несколько раз выше, чем у ближайшего преследователя?» По мнению Яшина, Касамара как его главный соперник тоже должна участвовать в выборах, тем более что он видит, как она реально ведет сбор подписей.

У опроса «Левады» слишком маленькая выборка (500 респондентов), не вызывает доверия и то, что это уличный опрос, говорит Касамара: «Пока это старт кампании, для меня значимы данные по доверию и антирейтингу. Мы проводили поквартирный опрос, у нас выборка была гораздо больше – 1600 человек». К рейтингу узнаваемости у кандидата тоже есть вопросы: «У меня собрано 7000 подписей, и я думаю, что эти люди уже меня знают». Заниженными Касамара считает и данные по агитации: «У нас ежедневные встречи с избирателями, будет своя газета, билборды и впереди два месяца плотной работы. Мы на старте чувствуем себя комфортно». По словам кандидата, в ближайшие дни ее штаб проведет свой опрос с выборкой в 1600 человек. При этом Яшин, которого многие воспринимают как политика с претензией на федеральный уровень и который известен в Красносельском районе, должен участвовать в выборах, полагает Касамара: «Сейчас только ленивый не пишет, что у Яшина могут быть проблемы с подписями. Но я знаю по работе нашего штаба, что собирать их оказалось даже тяжелее, чем пять лет назад».

Сейчас опросы позволяют оценить эффективность предварительного этапа кампании, размер ядерного электората и общий уровень интереса к выборам, говорит политолог Александр Пожалов: «А для оппозиции такой опрос имеет политическое значение, его результаты будут использоваться для публичного давления на власть, если Яшину откажут в регистрации из-за подписей». Рейтинги административных кандидатов при таком числе неопределившихся еще можно поднять, так как решать, за кого голосовать, многие начнут в последние две недели перед выборами, но таким кандидатам потребуется «склейка» с мэром Москвы, они сейчас никак не «маркированы» для лояльных избирателей, считает эксперт. Лидерство Яшина можно объяснить преобладанием у него уличной агитации и отказом властей от открытых праймериз, что не позволило их использовать для раскрутки своих кандидатов – в 2014 г. на выборах в Мосгордуму кандидаты от власти имели к этому времени более высокую узнаваемость, говорит Пожалов. При этом «Левада» показывает значительное ядро сторонников Яшина именно среди намеренных голосовать – за него 30% среди тех, кто «скорее всего придет», и 22% среди тех, кто «точно придет», добавляет эксперт. А вот экстраполировать эти данные на оппозиционных кандидатов в других округах не стоит, считает Пожалов: «Яшин среди всех лидеров оппозиции в муниципальных собраниях Москвы, пожалуй, наиболее последовательно и активно использовал ресурс депутатства для повышения своей узнаваемости в округе задолго до объявления выборов. На его уровне сейчас могут находиться, пожалуй, только Дмитрий Гудков в 5-м округе и Елена Русакова в 37-м».