Госдуме пока не удается найти новые факты вмешательства Запада в московские протесты

Депутатам выгодно присутствие в этой теме, но без излишней детализации, считает эксперт
Госдуме пока не удается найти новые факты вмешательства Запада в московские протесты/ Евгений Разумный / Ведомости

В Госдуме в среду прошло второе заседание комиссии по расследованию вмешательства во внутренние дела России. Вопреки обещанию председателя Думы Вячеслава Володина работать в открытом режиме депутаты снова заседали за закрытыми дверями. Вышедший к журналистам руководитель комиссии Василий Пискарев сообщил, что на одно из следующих заседаний приглашен посол США в России Джон Хантсман, который уже дал согласие. Никаких новых фактов вмешательства, кроме ранее звучавших претензий к немецкой Deutsche Welle (DW) и посольству США в связи с протестами вокруг выборов в Мосгордуму, депутаты не назвали.

Первые заседания были «техническими», на них решали, кого звать, и согласовывали даты, пояснила «Ведомостям» советник Володина по СМИ Анастасия Кашеварова: «Все заседания, где будут представлены доклады, куда будут приглашаться гости, пройдут в открытом режиме».

Ранее в Думу приглашали шефа московского бюро DW, но руководитель администрации гендирекции телерадиокомпании Йоханнес Хоффман в письме на имя Пискарева сообщил, что, поскольку DW «подотчетна немецким надзорным органам», он «не видит правовой возможности» для ее представителей участвовать в заседании комиссии. Хоффман также заверил, что принципы работы DW исключают вмешательство во внутренние дела других государств, и предложил депутатам обсудить интересующие их вопросы в Германии. Пискарев пообещал обратиться к коллегам из бундестага для организации встречи с руководством DW в России и пригрозил, что Дума потребует приостановить аккредитацию DW, если та не даст объяснений.

В вину DW депутаты поставили сообщение в ее Twitter 27 июля, в день несогласованной акции в Москве: «Москва, выходи! Нет, еще, похоже, ничего не закончилось». К твиту привязано видео, где протестующие кричат: «Москва, выходи!», т. е. в твите процитированы эти слова, хотя и без кавычек. Претензии же к США связаны с размещенным на сайте посольства сообщением о несогласованной акции 3 августа, к которому была приложена карта с ее маршрутом. В недавнем интервью «Комсомольской правде» Хантсман пояснил, что посольство просто делало свою работу по обеспечению безопасности граждан США, указывая им, от каких мест лучше держаться подальше: «Я очень удивлен, что стандартная функция посольства была представлена как нечто необычное».

Госдуме нужно присутствовать в этой теме, но без детализации, считает политолог Михаил Виноградов: «Важно присутствовать в повестке и показывать, что она по эту сторону баррикад. С одной стороны, предлагать правоохранителям свою готовность идеологически обосновывать их представления о прекрасном в публичном пространстве. С другой – таким образом повышать сам статус протестов, чтобы косвенно ставить под сомнение эффективность нынешней системы управления внутренней политикой». А отказ депутатов от детализации вполне разумен, ведь чем больше деталей, тем больше вопросов, как происходит и с делом о массовых беспорядках, добавляет эксперт: «И тем больше было бы ощущения, что депутаты сами в это верят, а это маргинализировало бы их в глазах истеблишмента, в целом понимающего фейковость самой темы, но не произносящего это вслух».