Российская военная полиция выдвинулась к сирийско-турецкой границе
Ей предстоит сыграть ключевую роль в выполнении договоренностей Путина и ЭрдоганаРоссийские военные начали выполнение договоренностей по Сирии, достигнутых президентами России и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом на переговорах в Сочи во вторник, 22 октября. Как сообщил представитель Минобороны России, в среду колонна российской военной полиции пересекла реку Евфрат и выдвинулась в направлении сирийско-турецкой границы. Представитель Минобороны пояснил, что эти подразделения будут оказывать помощь в обеспечении безопасности населения и поддержании правопорядка, осуществлять патрулирование в назначенных районах, а также окажут содействие выводу курдских отрядов самообороны (КОС) и их вооружения на 30 км от сирийско-турецкой границы. Параллельно на этой границе началось развертывание 15 пограничных пунктов, подконтрольных официальному Дамаску: пять из них разместятся к западу от зоны турецкой операции – в районе населенных пунктов Джераблус и Айн-эль-Араб (Кобани), десять – к востоку вплоть до границы с Ираком (районы Рас-аль-Айн, Дербисия, Камышлы, Дерик). Все эти места дислокации сирийских пограничников будут находиться в 10-километровой полосе совместного российско-турецкого патрулирования. В районе операции турецкой армии «Источник мира» таких пограничных пунктов не будет, следует из карты, размещенной на сайте Минобороны России.
По словам дипломатического источника «Ведомостей», российской военной полиции отводится ключевая роль в выполнении договоренностей Путина и Эрдогана: именно они должны выполнять роль буфера между сирийскими и турецкими силами, поскольку оставлять их наедине было бы чревато «самыми тяжелыми последствиями». Для выполнения этой задачи потребуется переброска в Сирию дополнительной техники, сказал во вторник министр обороны России Сергей Шойгу. Речь идет о легкой бронетехнике, а также о беспилотных летательных аппаратах, считает человек, близкий к Минобороны России. Находящихся в Сирии сил российской военной полиции для патрулирования указанных районов достаточно, уточняет он: стабилизирующаяся обстановка в остальных регионах страны позволяет осуществить их переброску на приграничные с Турцией территории. Впрочем, ничто не мешает при необходимости выслать в Сирию еще один батальон военных полицейских, уточняет собеседник.
Де-факто совместное российско-турецкое патрулирование должно начаться 30 октября: почти неделя по сочинскому меморандуму дается курдским формированиям для отхода за пределы 30-километровой зоны от границы с Турцией. Ситуация осложняется тем, что далеко не все курдские группировки намерены выполнять договоренности. Комментируя это, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил: «Абсолютно очевидно, что если курдские формирования с вооружениями не отойдут, то тогда придется отойти сирийским пограничникам и российской военной полиции». И фактически оставшиеся курдские формирования попадут под каток турецкой армии, добавил он.
Западные комментаторы единодушны в том, что главным бенефициаром российско-турецких соглашений стал Путин. «Для Анкары это рациональное решение. Это может удивить американцев, но окончательную сделку [по Сирии] Турция всегда планировала заключать с Россией», – сказал эксперт по Ближнему Востоку Аарон Штайн газете The Washington Post (WP). По его словам, первоочередной задачей Турции было «выдавить США и подорвать политическую и военную значимость Сирийских демократических сил (альянс, ядром которого являются курдские «Отряды народной самообороны» YPG, названные в российско-турецком меморандуме КОС. – «Ведомости»). И они этого добились». Теперь Эрдоган начинает готовить турецкую общественность к постепенному признанию легитимности президента Сирии Башара Асада, считает WP.
Главным победителем российско-турецкого соглашения вышел Путин, согласен Der Spiegel: «Его вассал Асад вернул себе власть почти на всей территории страны. Кроме того, ему удалось согласовать с Эрдоганом свои послевоенные планы на Сирию. США больше не имеют существенного влияния в регионе. Роль силы, обеспечивающей порядок, перешла к России». Именно Вашингтон больше всех проиграл от сделки Путина с Эрдоганом, которая только усилила унижение от вывода американских войск с северо-востока Сирии, пишет CNN. «Унижение – это еще мягко сказано», – сказал Business Insider представитель международной коалиции в Сирии, описывая чувства американских военных.
США начали этот процесс, но в итоге стали в нем ущемленной стороной, согласен руководитель центра «Европа – Ближний Восток» Института Европы РАН Александр Шумилин: «Их влияние на Турцию не было подкреплено реальной военной поддержкой. Теперь этот процесс перехватывает Москва; у нее в отличие от США есть для этого силы и желание». Россия присутствует непосредственно на земле и может таким образом служить своего рода буфером между турками и курдами, поясняет эксперт. По его словам, это может поспособствовать смягчению ситуации, если курды примут такие условия. «Но как они будут реагировать – пока не ясно. В целом плюсы из соглашения извлекают обе стороны, и Турции эта договоренность даже более выгодна, чем России», – резюмирует Шумилин.