Минобороны подало в суд на единственного разработчика тяжелого высотного беспилотника

Ему из-за возможного штрафа грозит разорение
ОКБ им. Симонова

Минобороны России требует взыскать 643,8 млн руб. с казанского ОКБ им. Симонова, разрабатывающего единственный проект российского беспилотника большой дальности и большой продолжительности полета (НАLE). Иск поступил 14 ноября в Арбитражный суд Москвы, содержание претензий в материалах картотеки отсутствует. Сами стороны подробности дела не раскрывают.

По словам менеджера одного из оборонных предприятий, иск может быть связан как раз с невыполнением обязательств по контракту на разработку беспилотника класса HALE (шифр «Альтиус-О»), который был заключен между Минобороны и ОКБ в ноябре 2014 г. на сумму 3,6 млрд руб. С 2014 по 2018 г. на ­«КАПО-композите», созданном в одном из цехов Казанского авиазавода, было построено три летных образца. Разработка шла с трудностями: беспилотник приступил к ограниченным заводским испытаниям, но для завершения разработки выделенных денег не хватало. В 2017 г. ОКБ представило гражданский вариант БПЛА, на разработку которого планировалось получить в Минпромторге до 2 млрд руб. субсидий. Однако в апреле 2018 г. гендиректора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина арестовали по обвинению в злоупотреблении полномочиями в связи с расследованием СКР дела о расходовании субсидий Минпромторга. Гомзина сняли с должности, а Минобороны назначило головным исполнителем работ по теме «Альтиус» принадлежащий группе частных собственников Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), при этом фактическая разработка аппарата осталась в Казани. Вице-премьер Юрий Борисов в интервью «Ведомостям» называл этот шаг правильным: «Работа над «Альтиусом» действительно тормозилась, у головной организации в Казани были проблемы, открывались уголовные дела в отношении руководителя». УЗГА уже ведет разработку других типов беспилотников (русифицированной версии БПЛА «Форпост», который является производимым по лицензии вариантом израильского БПЛА Searcher) и это позволит унифицировать ряд изделий, отмечал чиновник.

Сейчас работы по теме «Альти­ус-О» ведутся ускоренными темпами, говорит человек, близкий к Минобороны России: для завершения работ ведомство выделяет дополнительное финансирование, а первичные результаты испытаний БПЛА (в августе он совершил первый 32-минутый полет на высоте до 800 м в полностью автоматическом режиме) свидетельствуют о правильности конструкторских решений. В течение ближайших лет БПЛА должен пройти еще ряд испытаний, после чего будет решен вопрос о начале серийного производства и последующей поставки в войска, полагает собеседник «Ведомостей».

Для ОКБ имени Симонова иск является ударом под дых, считает сотрудник авиапромышленного предприятия: если суд его удовлетворит, то бюро будет вынуждено выплачивать деньги из прибыли, полученной от небольших по размерам и стоимости заказов, что существенно скажется на его финансовом состоянии (в последнем опубликованном годовом отчете за 2017 г. указана выручка 2,3 млрд руб.). С другой стороны, вряд ли Минобороны захочет разорять серийного поставщика воздушной мишени типа «Дань» и единственного разработчика БПЛА такого класса, поэтому сумма иска может уменьшиться кратно, такое уже случалось, полагает он.

С учетом тех проблем, с которыми столкнулось ОКБ им. Симонова несколько лет назад,  реализация проекта создания «Альтаира» была под серьезной угрозой, говорит эксперт в области беспилотных авиационных систем Денис Федутинов. По его мнению, ряд действий прежнего руководства загнал компанию в весьма непростое положение, которое к тому же отягощалось неконструктивной позицией в диалоге с их основным заказчиком в лице Минобороны. «Не исключаю, что испорченные отношения были у Александра Гомзина не только с военными, но и с другими властными и коммерческим структурами, включая контрагентов», – считает он. С получением дополнительного финансирования и возобновлением летных испытаний появилась надежда, что кризис с проектом «Альтаир» будет преодолен, резюмирует Федутинов.