Санкции ООН против Ирана в наступившем году снять не удастся

Это не позволит восстановить военно-техническое сотрудничество Москвы и Тегерана
Вероятность снятия в наступившем году наложенных на Иран международных санкций ООН становится все меньше/ Reuters

Вероятность снятия в наступившем году наложенных на Иран международных санкций ООН (которые должна поддерживать и Россия) становится все меньше. Согласно заключенному в 2015 г. Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по урегулированию иранской ядерной проблемы, часть санкций, включая запрет на продажу основных типов вооружений, могла быть снята уже в 2020 г. Как сообщила во вторник американская The Washington Post, администрация президента США Дональда Трампа пригрозила Великобритании, Франции и Германии ввести против этих стран пошлины на импорт автомобилей в размере 25%, если они не включат предусмотренный СВПД «механизм разрешения споров», который может остановить снятие санкций. Сами США не могут им воспользоваться, поскольку полностью вышли из СВПД в 2018 г.

Эти три европейские страны заявили о включении механизма во вторник: они и так собирались это сделать, отмечает The Washington Post, но стремились сохранить СВПД и были шокированы угрозами США. Европейцы объявили о запуске механизма после того, как Иран в начале января окончательно отказался от обязательств по сделке, ограничивающих обогащение урана. При этом Тегеран не заявлял об отказе от других элементов соглашения – в частности, от контроля МАГАТЭ за своей ядерной программой. Поэтапный отказ от ограничений на обогащение урана Иран начал летом 2019 г., мотивируя это тем, что европейцы так и не смогли обеспечить продажу иранской нефти в обход односторонних санкций, наложенных Трампом после выхода из СВПД.

Между тем Россия надеялась на активизацию торговли с Ираном, в том числе в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). В среду гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов заявил «Интерфаксу», что Россия рассчитывает на сотрудничество с Ираном в сфере ВТС после снятия ограничений, предусмотренных резолюцией Совета Безопасности ООН. Эти ограничения, которые должны были быть ослаблены согласно СВПД в 2020 г., запрещают продавать Ирану основные типы вооружений (боевые корабли, самолеты и вертолеты, артиллерию, танки и ракеты, за исключением зенитных ракетных систем). В случае продления ограничительных мер возобновление полноценного ВТС с Ираном будет отложено на дальнюю перспективу, говорит человек, близкий к Минобороны России. Еще в 2016 г. Иран, по информации «Коммерсанта», сформировал пакет контрактов в размере около $8 млрд, включавший приобретение российских истребителей типа Су-30СМ, учебно-боевых самолетов Як-130, вертолетов Ми-8/17, ракетных комплексов «Бастион», надводных кораблей класса фрегат, подлодок проекта 636. Но после поставки четырех дивизионов системы С-300ПМУ-2 в 2017 г. каких-то новых контрактов с Тегераном не заключалось.

Когда США возобновили в 2018 г. односторонние санкции против Ирана, то их ни одно другое государство не поддержало, напоминает программный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Но санкции США заставляют весь международный бизнес играть по американским правилам и зачастую это удается – никто не хочет оказаться в черном списке минфина США, считает эксперт.