Гендиректор РСК «МиГ» возглавит компанию «Сухой»

Это позволит объединить их в единый дивизион ОАК
Илья Тарасенко (на фото) /РИА Новости

Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) определилось с кандидатурой нового гендиректора компании «Сухой». Место Игоря Озара, руководившего одним из самых крупных отраслевых холдингов с 2011 г., достанется заместителю гендиректора ОАК по военно-техническому сотрудничеству и руководителю корпорации РСК «МиГ» Илье Тарасенко, сообщили «Ведомостям» два топ-менеджера предприятий оборонной промышленности и человек, близкий к аппарату правительства. По словам одного из них, де-факто вопрос с назначением решен – кандидатура Тарасенко согласована заинтересованными сторонами, де-юре официальное назначение состоится в ближайшее время. Изначально планировалось, что совет директоров досрочно прекратит полномочия Озара и обсудит избрание нового гендиректора 30 января (это следовало из материалов холдинга, размещенных накануне на сайте раскрытия корпоративной информации), однако заседание по техническим причинам перенесено на неделю, говорит собеседник в авиапроме.

Тарасенко является одним из самых молодых менеджеров авиа­прома: в марте ему исполнится всего 40 лет. Его назначение преследует цель создания дивизиона военной авиации ОАК, основу которого составят активы «Сухого» и «МиГа». В 2017 г. министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью ТАСС перечислял плюсы от такой реформы: обе компании смогут пользоваться наработками друг друга, технологиями, стендовой базой. При этом сами марки боевых самолетов – «МиГ» и «Су» – будут сохранены, заявлял министр. В таком случае совмещение должностей – необходимость, а не прихоть, считает собеседник «Ведомостей» в аппарате правительства: между главами двух предприятий, работающих по одному профилю, неизбежно возникнет конкуренция, что может застопорить весь процесс.

Кого планируется слить

Согласно годовому отчету за 2018 г. выручка ПАО «Компания «Сухой» составила более 114,5 млрд руб., чистая прибыль – 4,008 млрд руб. По итогам 2017 г. «Сухой» был самой прибыльной компанией в составе ОАК (аналогичные данные за 2018 г. не публиковались). В состав компании входит московское ОКБ Сухого, Новосибирский (НАЗ) и Комсомольский-на-Амуре (КнААЗ) авиазаводы.
Выручка РСК «МиГ» в 2018 г. составила 89,562 млрд руб., чистая прибыль – 3,544 млрд руб. В состав компании входит Инженерный центр ОКБ им. Микояна, авиазавод в Луховицах (Подмосковье), нижегородский авиазавод «Сокол» и Калязинский машиностроительный завод.

Обе компании для Тарасенко не чужие: в 2005–2009 гг. он был директором сводной дирекции «Сухого» (занимается бюджетом), а в 2009–2014 гг. проделал путь от директора дирекции по координации программ «МиГа» до первого заместителя генерального директора. Впоследствии он возглавил «Гражданские самолеты Сухого» (2014–2016 гг.), а затем вернулся в «МиГ», но уже в качестве первого лица. Пример совмещения должностей двух этих компаний уже был: в 2009 г. Михаил Погосян, возглавлявший «Сухой» и являвшийся первым заместителем главы ОАК, стал одновременно и руководителем «МиГа». Он тоже приходил для того, чтобы создать дивизион боевой авиации, но реализовать планы не удалось по совокупности причин, прежде всего экономических, вспоминает бывший сотрудник ОАК. Тогда корпорации для финансовой поддержки предприятий приходилось самостоятельно изыскивать средства, а сейчас она вошла в «Ростех», который готов помочь порешать эти вопросы. Объективные предпосылки для интеграции предприятий в состав дивизиона боевой авиации созданы, соглашается замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Помимо широких финансовых ресурсов у «Ростеха» есть индустриальный директор авиационного кластера Анатолий Сердюков, который для решения задачи умеет принимать жесткие и непопулярные решения, говорит эксперт: «И нет сомнений, что при создании военного дивизиона таких решений придется принимать достаточно много». По словам топ-менеджера предприятия ОАК, именно Сердюков в настоящее время предметно занимается вопросом объединения «Сухого» и «МиГа».

Рекордный год

В 2019 г. Министерство обороны России заключило контракты на рекордное количество авиатехники с 2012 г. Всего стало известно о контрактах на 188 новых боевых самолетов и вертолетов. При этом стоимость двух самых крупных и в то же время долгосрочных контрактов – на поставку истребителей пятого поколения Су-57 и ударных вертолетов Ми-28НМ – может приближаться к 300 млрд руб., а выполняться они будут до конца действующей Государственной программы вооружений до 2027 г. Ранее таким же урожайным на контракты был 2012 год, когда в рамках предыдущей Госпрограммы вооружений до 2020 г. было заказано 60 истребителей Су-30СМ, 24 палубных истребителя МиГ-29К/КУБ и 92 фронтовых бомбардировщика Су-34. Однако все эти контракты 2012 г. уже выполнены, и выполнявшие их заводы не имеют новых крупных заказов, за исключением немногочисленных экспортных. Между тем в прошлом году так и не были заключены новые контракты на бомбардировщики Су-34 (производимые на НАЗе) и Су-30СМ (производимые на авиазаводе корпорации «Иркут» в Иркутске). Неопределенными являются и перспективы нового заказа Минобороны на истребитель Су-35 производства КнААЗа – действующий контракт заканчивается в текущем году, а контракт на новейшую машину РСК «МиГ» – МиГ-35 – предусматривает поставку лишь шести машин.