Кремль отберет кандидатов в Госдуму через конкурс «Лидеры России»

Это будут люди, лояльные власти и управляемые не партиями, а Кремлем, считает эксперт
Сергей Кириенко надеется, что среди «Лидеров России» появятся и депутаты следующейГосдумы/ Евгений Разумный / Ведомости

Первый замруководителя администрации президента Сергей Кириенко объявил во вторник о старте конкурса «Лидеры России. Политика». По его словам, проект рассчитан на людей, которые захотят участвовать в выборах в Госдуму и в парламенты регионов.

По итогам конкурса, который завершится в мае, будет отобрано 70–80 человек, для них организуют обучение в Высшей школе госуправления РАНХиГС (там сейчас работает «школа губернаторов», через которую прошли более 20 глав регионов). У победителей будет 12 наставников, в том числе первый зампред Госдумы Александр Жуков, депутаты Андрей Макаров (оба – «Единая Россия»), Валерий Гартунг («Справедливая Россия»), Михаил Дегтярев (ЛДПР), Олег Смолин (КПРФ), сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Артамонов. «Мы вкладываемся в профессионализм и квалификацию людей, а дальше они будут сами решать, будут ли участвовать в выборах», – пояснил Кириенко. В 2019 г. он уверял журналистов, что конкурса для кандидатов в депутаты на базе «Лидеров России» не будет.

По словам руководителя конкурса Алексея Комиссарова, организаторы не могут гарантировать, что победители обязательно попадут в Госдуму, но они наверняка будут востребованы и примут участие в предстоящих выборах. В ответ на вопрос «Ведомостей», смогут ли участвовать в конкурсе оппозиционеры, он заверил, что никаких ограничений по политическим взглядам нет, главное – не выражать взгляды, нарушающие российское законодательство.

Самих оппозиционеров такая перспектива, однако, не заинтересовала. «Лидерами России сейчас становятся за решеткой, с радостью поделюсь этим опытом с сотрудниками администрации президента», – заявил Дмитрий Гудков. Илья Яшин сказал, что «не играет с шулерами в крапленые карты». Любовь Соболь на вопрос «Ведомостей» об участии в конкурсе не ответила.

Проведение такого конкурса можно только приветствовать, он даст возможность не только освежить политическую картину, но и попробовать свои силы активным молодым людям, желающим работать на благо страны, сказал «Ведомостям» секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак. Но участие в конкурсах – дело добровольное и для единороссов каких-либо особых условий, ограничений или, наоборот, преференций не будет, пояснил он: «Каждый решение принимает сам. Это отличная возможность сделать первый шаг в большую политику».

Артамонов, который в качестве калужского губернатора был наставником в трех потоках «Лидеров России», считает главной задачей наставников индивидуальную работу с участниками и обсуждение их проектов. Жуков обещает делиться опытом и рассказывать, как депутаты должны работать и общаться с избирателями. Важно «научить быть избираемыми, не уходить от дискуссии, не забалтывать людей», добавляет Макаров: «Но дальше нужно объяснить, что если ты связываешь с этим жизнь, то ты идешь не распределять деньги, а писать законы».

Многие сторонники ЛДПР будут участвовать в конкурсе, но их участие в выборах Думы – «это вопрос индивидуальный», его будет решать руководство партии, отмечает Дегтярев. Гартунг признается, что результаты конкурса пока представляет смутно: «Ну вот выбрали 70 или 80 человек, обучили их. А дальше что? Какова процедура их выдвижения? Самовыдвиженцами они пойдут, от партий – варианты могут быть разные, но скорее, наверное, базовый вариант – самовыдвижение». А зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин считает, что, прежде чем говорить о готовности партии выдвинуть подопечных Смолина в Госдуму, нужно «более детально углубиться в процесс, понять задачи, цели конкурса и как он будет проходить – отклики о нем разные».

Учитывая состав наставников, речь идет о подготовке смены поколений в нынешних партиях и борьбе за качество политического представительства, говорит руководитель Фонда развития гражданского общества Константин Костин: «Победители не окажутся автоматически на проходных местах в списках, а будут участвовать во внутрипартийных процедурах, и вряд ли мы их всех увидим на федеральном уровне». Маловероятно, что из победителей конкурса будут создавать отдельную партию, полагает эксперт: «Наставники будут подбирать участников, исходя из своих политических предпочтений. Если эти люди и пройдут в Госдуму, то вряд ли там будет фракция – скорее, это будут люди, объединенные общими интересами». Костин считает конкурс новой точкой входа в политику наряду с партиями: «Политики же не берутся из ниоткуда – кто-то сразу успешно стартует на федеральном уровне, кто-то с регионального перебирается на федеральный. И для победителей конкурса вряд ли будут исключения. Политиков в пробирке не вырастишь, но это же и госуправленцев касается. Главное, чтобы в конкурсе были новые лица, а не действующие политики».

Когда институты слабеют, Кремль вместо их укрепления придумывает «подпорки», не имеющие эффекта прямого действия, говорит политолог Николай Петров: «Администрация президента объявляет конкурс – а дальше уже решает, выставят победителей как кандидатов в депутаты или нет. Это как праймериз единороссов, которые тоже не являются обязательными, а стали такой подпоркой, которую власть может принять во внимание, а может и не принять». До выборов в Госдуму мало времени, что делать с «Единой Россией», у которой упали рейтинги, решения нет, но и затевать большую партийную стройку тоже не успевают, рассуждает эксперт: «Поэтому придумали такой вариант, поскольку в администрации считают, что проект показал эффективность. Пока задача, чтобы конкурс прошел объективно, а вот на этапе выдвижения начнут работать неформальные связи, и лучшие из участников необязательно будут выдвинуты в удобных для них регионах или списках». Судя по тому, что все время подчеркивается неидеологизированность проекта, победителей могут пустить по спискам разных партий, допускает Петров: «Тогда КПРФ и ЛДПР Кремлю не понадобятся, ему будет проще маневрировать – вместо создания новой партии подбирают приемлемых кандидатов. То есть речь опять же идет об административных кандидатах, которых раньше оформляли в партии, но теперь это будет армия лично проверенных и лояльных системе людей, но управляемых не партиями, а Кремлем. В будущем они вполне могут составить фракцию в Госдуме». Но это, конечно, не публичная политика, а политтехнологический трюк, подчеркивает эксперт: «Настоящая партийная машина – это не только отражение взглядов граждан, но и ответственность за принимаемые решения. У нас этого нет, потому это и будет не политикой, а квазиполитическим механизмом».