В Гонконге начались аресты на основании нового китайского закона о безопасности

Вступление закона в силу фактически означает конец автономии, считают его критики
Reuters

В Гонконге 30 июня, в канун 23-й годовщины передачи автономии от Великобритании Китаю, вступил в силу разработанный китайскими властями закон о национальной безопасности. Выступая 1 июля на церемонии поднятия китайского флага, глава администрации Гонконга Кэрри Лам назвала вступление его в силу «самым значимым событием в отношениях между центральными китайскими властями и гонконгской автономией с момента возвращения Гонконга на родину», цитирует ее Associated Press (AP). Большинство гонконгцев с ней не согласились: по данным опроса, проведенного Гонконгским институтом изучения общественного мнения для агентства Reuters, против инициативы Пекина выступает 56% гонконгцев, а за – только 34%.

Обычно 1 июля в Гонконге наряду с официальными церемониями проходит шествие продемократических сил, но в этом году городские власти впервые запретили его проводить, указывает AP. Тем не менее тысячи гонконгцев вышли на улицы с антиправительственными лозунгами и требованиями отменить закон о нацбезопасности. У многих протестующих были британские флаги и флаги в поддержку независимости Гонконга – за это их в соответствии с новым законом арестовала полиция. По данным The New York Times, всего было задержано более 300 человек. Вне зависимости от того, прибегают ли демонстранты к насилию, антиправительственные слоганы и флаги в поддержку независимости теперь могут считаться проявлениями «сепаратизма, терроризма, государственной измены и подрывной деятельности», поясняет AP.

По мнению критиков, закон приведет к масштабным репрессиям и фактически будет означать конец и автономии Гонконга, и принципа «одна страна – две системы», на котором с 1997 г. строятся отношения Пекина и Гонконга. У Пекина еще никогда не было таких широких полномочий в Гонконге, считает аналитик BBC News по Азиатско-Тихоокеанскому региону Майкл Бристоу: «Закон не только вводит целый список нарушений, за которые теперь будет применяться наказание, он меняет всю систему правосудия Гонконга. Преступления описаны в очень расплывчатых терминах, что дает опасное пространство для их интерпретации, причем делать это уполномочены только центральные власти. В Пекине также будут рассматриваться все «сложные и серьезные» судебные дела».

Министр иностранных дел Китая Ван И ранее подчеркивал, что закон о нацбезопасности необходим, чтобы не допустить повторения масштабной волны протестов, захлестнувшей Гонконг в 2019 г. в связи с инициативой Пекина ввести закон об экстрадиции гонконгских нарушителей в материковый Китай. При этом новый закон «не запрещает гонконгцам критиковать правящую компартию, но они не должны конвертировать свои жалобы в действия», уточнил замдиректора управления по делам Гонконга и Макао Чжан Сяомин. По его словам, нынешние события в Гонконге – это неправильное отклонение от принципа «одна страна – две системы», а новый закон нужен, чтобы устранить это отклонение, приблизив ситуацию к полюсу «одна страна».

Премьер Великобритании Борис Джонсон уже назвал закон «явным нарушением Объединенной китайско-британской декларации 1984 г.», согласно которой Гонконг в течение 50 лет после передачи Китаю должен был сохранять высокую степень автономии и капиталистическую экономику. После вступления закона в силу Джонсон подтвердил намерение упростить получение виз для жителей Гонконга, которые до передачи колонии Китаю получили паспорт британского гражданина за рубежом – British National (Overseas). Его могут получить почти 3 млн человек, при том что все население автономии – около 7,4 млн. По словам главы британского МИДа Доминика Рааба, владельцы этих паспортов смогут находиться в Великобритании до года, а также учиться и работать. «Это само по себе поможет в дальнейшем получить гражданство», – добавил он.