Президенты России, Турции и Ирана договорились не спорить из-за Сирии

Их встреча впервые прошла в формате видеоконференции
Reuters

Президенты России, Турции и Ирана провели 1 июля видеосаммит по Сирии, не дожидаясь полной нормализации эпидемиологической и экономической ситуации в своих странах. Традиционная встреча лидеров стран – гарантов «астанинского формата» должна была состояться в марте в Тегеране, но была отложена из-за пандемии COVID-19. Встрече предшествовали новые санкции в отношении Сирии со стороны США: вступивший в силу в середине июня американский закон грозит санкциями всем, кто будет сотрудничать с руководством Сирии.

Владимир Путин заявил о незаконности односторонних американских санкций в отношении Сирии, введенных в обход Совета Безопасности ООН. Он также отметил, что прежние санкции США и ЕС против Сирии продлены, а новые приняты вопреки призыву генерального секретаря ООН к смягчению санкционного режима в условиях пандемии. Цель санкций – «экономическое удушение Сирии», считает российский президент, тогда как половина сирийцев – более 9 млн человек – уже нуждается в продовольственной помощи.

Одной из главных задач саммита Путин назвал обсуждение дополнительных действий «астанинской тройки» для долгосрочной нормализации обстановки в Сирии. В первую очередь речь идет о продолжении борьбы с международным терроризмом, уточнил он. В то время как обстановка в Идлибе «существенно стабилизировалась», боевики запрещенного в России ИГИЛ значительно активизировались на северо-востоке Сирии, в Заевфратье, отметил президент. В итоговом документе саммита сказано, что Россия, Турция и Иран продолжат сотрудничать в интересах окончательной ликвидации всех лиц, групп, предприятий и организаций, которые признаны террористическими Совбезом ООН.

Есть комплекс проблем, которые сейчас воздействуют на политику всех трех стран, поясняет гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: «Наверное, было принято решение продемонстрировать, что единство, которое исторически сложилось и проявляет себя в «астанинском процессе», сохраняется, подтверждается и остается устойчивым, несмотря на новые обстоятельства и проблемы». Ирану саммит был нужен больше всего – давление на него усиливается, США придерживаются политики максимального нажима, в стране нарастают экономические проблемы и есть проблемы военные, перечисляет эксперт: «Поэтому демонстрация солидарности с Ираном со стороны Турции и России для Тегерана очень важна. Это в каком-то смысле политическая демонстрация, подтверждение легитимности иранского руководства перед лицом американской угрозы». Именно поэтому Иран был инициатором этой видеовстречи, считает Кортунов. Но для России и Турции саммит тоже был важен, уверен эксперт: «Помимо Сирии есть еще и Ливия, где Россия и Турция оказались по разные стороны баррикад. Она становится серьезным пунктом разногласий между Москвой и Анкарой. Поэтому Путину и Эрдогану было важно подчеркнуть, что Ливия Ливией, а «астанинский процесс» – по расписанию».