После введения санкций в 2017 году около 10 стран прервали связи с Россией в сфере ВТС

Но портфель заказов удалось сохранить на уровне $50 млрд
Представители почти 100 стран приехали на форум «Армия», чтобы развивать военное сотрудничество с Россией/ Евгений Разумный / Ведомости

Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Дмитрий Шугаев передал через пресс-службу ответ«Ведомостям», что «результатом принятия в августе 2017 г. закона США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA. – «Ведомости») и последовавшего санкционного влияния первоначально стало незначительное сокращение количества стран, импортирующих российскую продукцию военного назначения». По словам директора службы, «речь идет о не более 10 странах, в первую очередь европейских, сотрудничество с которыми никогда не было в приоритете российских субъектов ВТС». В то же время, подчеркнул Шугаев, «за счет выхода российских субъектов ВТС на рынки ряда новых стран количество стран-партнеров и объем портфеля заказов удалось сохранить на прежнем уровне».

Сохраняется военно-техническое сотрудничество и с традиционным партнером – Китаем. По словам Шугаева, объем контрактов с этой страной составляет $5 млрд, хотя такие крупные контракты, как поставка истребителей Су-35 и зенитно-ракетных систем С-400, уже завершены. «Продолжается исполнение контрактов на поставку в Китай авиационных двигателей различных типов, некоторых видов авиационных средств поражения, вертолетов типа Ми-171», – сообщил директор ФС ВТС. Кроме того, «в разной степени реализации находятся проекты по послепродажному обслуживанию раннее поставленного» вооружения и «развернуто взаимодействие по ряду высокотехнологичных тем в области создания продукции военного назначения», сказал Шугаев. При этом таких проектов по совместной разработке вооружений у России нет с такой близкой в военном отношении страной, как Белоруссия, сообщил директор ФС ВТС.

Одновременно в ходе мероприятий открытого в воскресенье в подмосковной Кубинке форума «Армия-2020» гендиректор «Рособоронэкспорта» Александр Михеев дал интервью «Интерфаксу», в котором сообщил, что в конце прошлого года портфель заказов госпосредника в области поставок вооружений составил около $50 млрд, при этом компания имеет контракты с 68 странами, а объем поставок в прошлом году составил около $13 млрд. По словам Михеева, в этом году объем поставок может составить примерно такую же сумму. При этом в первом полугодии 2020 г. из-за пандемии коронавируса «Рособоронэкспорт», как и любая другая глобальная компания со сложными логистическими цепочками и постоянной необходимостью в командировках и переговорах, испытывала значительные трудности.

«Мы действовали с учетом эпидемиологической ситуации, карантинных мероприятий и правил, установленных властями в странах пребывания. Там, где необходимо, были организованы удаленные рабочие места, презентационные мероприятия, встречи и переговоры были переведены в режим онлайн. Благодаря этой работе ни один контракт не был отменен», – сообщил Михеев (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, среди наиболее сильных предложений «Рособоронэкспорта» – зенитно-ракетные системы С-400 и многофункциональные истребители Су-35. От исполнения контрактов на Су-35, по его оценке, в среднесрочной перспективе компания рассчитывает получить около $7 млрд.

По словам источника в оборонной промышленности, большая часть контактов в сфере ВТС со странами, входящими в ЕС, была заморожена еще до вступления в силу закона CAATSA, но после него они стали окончательно невозможными. Кроме того, закон повлиял на такие проекты, как контракт на поставку истребителей Су-35 в Индонезию (при этом другие контракты с этой страной сохраняются) и возможные контракты на поставку вертолетов на Филиппины. Важно, однако, отметить, что крупные и важные партнеры России – Индия и Китай сопротивляются применению этого закона, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Так, несмотря на открытое давление, Индия подписала крупный контракт на поставку систем С-400, а Китай сам подпал под американские санкции из-за контракта на истребители Су-35, но и не думает учитывать этот закон в своих отношениях с Россией, говорит эксперт.