Страны G7 грозят России тяжелой ценой в случае «вторжения на Украину»

Российские предложения в сфере безопасности для них неприемлемы, считают эксперты
G7 грозит России и не готова рассматривать ее предложения/ Anthony Devlin / AFP

МИД России раскрыл суть предложений, которые Москва предлагает обсудить странам НАТО для обеспечения мира и безопасности в Европе. Однако страны G7 на них не отреагировали, хотя президент США Джо Байден и обещал это после саммита с Владимиром Путиным. Зато G7 пригрозила Москве «огромными последствиями» в случае вторжения на Украину.

По мнению России, НАТО должно отозвать обещания своего Бухарестского саммита 2008 г. о включении в блок Украины и Грузии и юридически закрепить неразмещение угрожающих России систем вооружения. От линии соприкосновения между Россией и членами НАТО следует отвести на определенное расстояние районы проведения учений, согласовать предельные дистанции сближения военных кораблей и самолетов, прежде всего в Черном море и на Балтике. Россия предлагает восстановить регулярные контакты министерств обороны России, США и других стран НАТО и призывает американцев присоединиться к российскому мораторию о неразмещении ракет средней дальности в Европе. Эти предложения содержатся в заявлении МИДа, принятом вечером 10 декабря. После саммита Путина и Байдена 7 декабря российский президент пообещал, что их выдвинут в скором времени.

Диалог между Москвой и Вашингтоном по некоторым вопросам может теоретически быть успешным, но как разговаривать с НАТО, в которое входят наиболее враждебные России страны, не совсем понятно, говорит главный редактор журнала «Россия в международной политике» Федор Лукьянов. Российская сторона в заявлении МИДа пока выдвигает некие запросные позиции, которые должны стать основой для переговоров и дальнейшего сближения. Ряд из них для Запада абсолютно неприемлем – например, дезавуирование решения Бухарестского саммита. Переговоры на тему юридического закрепления договоренности о неразмещении США и другими странами НАТО ударных систем, угрожающих России, в теории возможны. Однако и для них политическая атмосфера отношений должна измениться, так что практически надеяться на успех таких переговоров не стоит. Плодотворными могут быть контакты между российским и американским оборонными ведомствами. Однако политического основания для серьезных переговоров военных тоже нет. Решительным прорывом могла бы стать встреча представителей России, США и четырех стран НАТО. Но Байден предложил это один раз, 8 декабря, и больше о своей инициативе не говорил. Такая встреча, поясняет эксперт, продемонстрировала бы, что Запад признает существование проблемы в отношениях, а не России как проблемы.

О каких-либо дальнейших переговорах после прошедшего 7 декабря саммита до сих пор неизвестно. По итогам встречи министров иностранных дел G7 в Великобритании 12 декабря было принято заявление об «огромных последствиях», если Россия нападет на Украину, вторжение «дорого ей обойдется». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков подтвердил 12 декабря, что Байден 7 декабря пригрозил России в случае нападения полной финансовой изоляцией. Набор этих мер уже предварительно составлен и может включать полное отключение российских предприятий и физических лиц от расчетов через финансовые институты США и ЕС, как это сделано в отношении Ирана. В заявлении МИД России от 10 декабря говорится, что российские предложения в виде проектов соглашений будут переданы через российско-американскую рабочую группу по стратегической стабильности или в ходе двусторонних встреч. По словам дипломатического собеседника «Ведомостей», это означает, что рабочих механизмов для обсуждения самых опасных проблем войны и мира в Европе сейчас нет.

Помимо важных идей в предложениях МИДа присутствует набор риторических формулировок, на которые, видимо, и не ожидается никакой реакции, говорит Дмитрий Стефанович из ИМЭМО РАН. При этом задача по формированию новой архитектуры безопасности в Европе уже не то что назрела, а даже перезрела. С учетом опыта холодной войны многие решения можно было бы найти быстро, а не ходить по кругу, сожалеет эксперт. Не ясно, насколько эти переговоры будут эффективными, если пройдут в рамках диалога о стратегической стабильности, но решение по этому поводу, видимо, уже принято, говорит Стефанович.

Из выдвинутых Россией предложений наиболее перспективным смотрится мораторий на размещение ракет средней и меньшей дальности в Европе, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Однако в юридической форме, как желает Россия, это решение оформить нереально. Кортунов добавляет, что в сложившейся политической обстановке никакие требующие ратификации в парламентах договоры между Россией и США, Россией и НАТО невозможны. НАТО вряд ли будет готово пересмотреть установку систем ПРО в Румынии и Польше, которая волнует Россию, считает эксперт. Отмена решений Бухарестского саммита в принципе невозможна, а госсекретарь США Энтони Блинкен прямо заявил после видеоконференции Путина и Байдена, что Грузия и Украина могут быть приняты в НАТО после выполнения требований к странам-членам. Эксперт допускает, что неприемлемые для Запада предложения со стороны России – это исходная позиция для последующего торга.

Менее жесткие инициативы МИДа не новы, но существенного успеха по ним добиться ранее не удалось. Предложение создать на линии соприкосновения зону, где ограничено размещение войск и учения, торпедируется странами Балтии. Контакты между военными ведомствами, поясняет Кортунов, существуют спорадически только на высшем уровне. Для решения реальных проблем нужны контакты на рабочем уровне на более низких ступенях военной иерархии. К сожалению, замечает эксперт, НАТО отказывается от таких предложений, ссылаясь на решение о прекращении военного сотрудничества с Россией от 2014 г. Попытки Москвы убедить Запад, что контакты не всегда означают сотрудничество, ни к чему не привели, а поведение Байдена в ходе последних переговоров со странами – членами НАТО не говорит о подвижках в американской позиции.