Турция может отложить операцию в Сирии по итогам трехсторонней встречи в Тегеране
Если Анкара начнет операцию, она может привести к новому витку сирийской гражданской войны
Президент Турции Реджеп Эрдоган 20 июля после возвращения с российско-турецко-иранского саммита в Тегеране назвал переговоры с Владимиром Путиным по Сирии и по вопросу украинского зерна «содержательными» и «продуктивными». Он заявил, что Анкара, Тегеран и Москва, несмотря на разногласия по Сирии, «объединяются» в вопросах борьбы с терроризмом, передает телеканал Haber Turk. Россия и Иран подразумевают под террористами ИГ (организация признана террористической и запрещена в РФ) (запрещенная в России террористическая организация) и других исламистов. Турция же, кроме ИГ, называет так формирования сирийских курдов YPG, связанные с Рабочей партией Курдистана (РПК (организация признана экстремистской и запрещена в РФ)). Против них Анкара с октября 2021 г. грозит провести третью по счету военную спецоперацию.
По окончании саммита 19 июля в совместных заявлениях Путина, президента Ирана Ибрахима Раиси и Эрдогана по итогам переговоров они подчеркнули необходимость решения проблем Сирии политическим путем, а также установления прочного мира. Путин напомнил российскую позицию по поводу сирийских курдов и отметил «деструктивную линию» западных стран и США, которые, по его словам, пытаются «разжигать сепаратистские настроения». Однако если российский и иранский лидеры настаивали именно на защите территориальной целостности Сирии, то Эрдоган акцентировал внимание на борьбе с курдскими «террористами».
Турция, несмотря на неоднократные заявления о готовности начать новую операцию на севере Сирии, не начинала ее и, возможно, действительно ждала переговоров в Тегеране, говорит научный сотрудник сектора Турции Института востоковедения РАН Амур Гаджиев. Судя по всему, 19 июля Эрдогану так и не удалось донести Путину и Раиси достаточных аргументов о необходимости масштабных силовых действий против сирийских курдов. Города Тель-Рифаат, Манбидж и др., которые могут стать целью турецкой операции, находятся в окружении правительственных сил Дамаска и российских военных, соответственно, имеется возможность уладить вопрос мирно, не осуществляя операцию.
Гаджиев отметил, что в совместном заявлении Путина, Эрдогана и Раиси говорится о неприятии создания новых реалий под предлогом борьбы с терроризмом. Под новыми реалиями можно понимать как создание курдского квазигосударственного, «сепаратистского» образования, так и проведение Турцией военной операции. Если Анкара начнет операцию, это может привести к новому витку сирийской гражданской войны и Россия, Иран и Турция это осознают, говорит эксперт. Он напомнил, что 20 июля в Тегеран прибыл для обсуждения итогов саммита глава МИД Сирии Фейсал Микдад, что вряд ли бы произошло, если бы в Анкаре все-таки приняли решение о вторжении. «В целом можно говорить о том, что «астанинская тройка» (группа России, Турции и Ирана, созданная после переговоров в Астане в январе 2017 г. Цель этой группы – урегулирование военного конфликта в Сирии. – «Ведомости») предварительно договорилась о том, чтобы Турция пока воздержалась от военной операции», – считает Гаджиев.
По итогам саммита в Тегеране турецкая операция действительно может быть сдвинута по срокам в надежде на договоренности курдов с Дамаском, а ее масштаб и географическая глубина – сокращены, считает директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Нельзя забывать, что Россия и Иран настаивают на восстановлении территориальной целостности Сирии, чему препятствуют силовые действия Анкары, отмечает он. Однако, по мнению Кортунова, полностью отказаться от операции Эрдогану трудно по внутриполитическим соображениям, говорит Кортунов: «Остается проблема РПК, а в Восточной Турции надеются на то, что удастся вернуть около миллиона сирийских беженцев в 30-километровую зону на севере Сирии, о которой говорит турецкий президент в контексте операции».
Кроме ситуации на севере Сирии темой дискуссий Путина и Эрдогана в Тегеране стал вопрос договоренностей по вывозу зерна из заблокированных после начала спецоперации Россией украинских портов. В Тегеране Путин отметил, что при посредничестве Эрдогана в вопросе зерновых коридоров «мы продвинулись вперед». Турецкий лидер выразил надежду на успех переговоров по этой проблеме.
Ускорение процесса переговоров по вывозу украинского зерна – один из немногих вопросов, которые могут быть решены по итогам встречи в Тегеране, считает Кортунов.
