Украина требует санкций для «Росатома» из-за ситуации вокруг Запорожской АЭС

Вряд ли ЕС сейчас согласится с серьезными ограничениями, считают эксперты
Ранее из-за обстрелов энергоснабжение станции уже повреждалось, и один энергоблок их трех пришлось отключить/ Министерство обороны России

Киев, судя по всему, использовал обстрелы Запорожской АЭС (ЗАЭС), находящейся на территории, подконтрольной российским военным, произошедшие 5 и 7 августа, для того чтобы поднять вопрос о введении нового пакета санкций против России. Агентство Reuters 8 августа со ссылкой на посла Украины в Австрии Андрея Щербу сообщило, что президент Украины Владимир Зеленский обсудил этот вопрос с председателем Евросовета Шарлем Мишелем. Об ответной реакции европейского чиновника пока не сообщалось.

С начала июля 2022 г. город атомщиков Энергодар обстреливался с украинского берега Днепра не менее семи раз. По заявлению администрации города, обстрелу подвергались и объекты ЗАЭС, и жилые районы города, число пострадавших составило не менее 15 человек. 5 августа Минобороны России сообщало об обстреле территории ЗАЭС: снаряды попали на промплощадку станции, повредив, по информации ведомства, две высоковольтные линии электропередачи (ЛЭП) и водородопровод. 6 августа начальник Национального центра управления обороной РФ генерал-полковник Михаил Мизинцев назвал это актом ядерного терроризма, из-за которого более 10 000 жителей Запорожья осталось без света. 7 августа в пресс-службе военно-гражданской администрации Энергодара сообщили об ударе с украинской стороны по району хранилища отработанного ядерного топлива. А 8 августа Минобороны России сообщило об украинском обстреле ЛЭП «Каховская», что привело к скачку напряжения, вызвавшему задымление на открытом распределительном устройстве АЭС. Его удалось устранить, но мощность двух оставшихся в работе 5-го и 6-го энергоблоков снижена до 500 МВт.

Ранее из-за обстрелов энергоснабжение станции уже повреждалось, и один энергоблок их трех пришлось отключить. Как сообщала пресс-служба МАГАТЭ 6 августа, утечки радиоактивных материалов удалось избежать. Тем не менее Зеленский 7 августа, обвинив в происходящем вокруг АЭС Россию, призвал мировое сообщество к «жесткому ответу» в адрес РФ и предложил ввести санкции в отношении топлива для АЭС и атомной отрасли в целом. А 8 августа представитель Белого дома призвал Россию «остановить» все военные операции у атомных объектов. Как отметил 8 августа генсек ООН Антониу Гутерриш, любая атака на АЭС является «самоубийственным актом», но виновных в обстрелах не назвал. «Мы надеемся, что это прекратится. Одновременно с этим мы хотим, чтобы МАГАТЭ получило доступ к станции. И мы надеемся, что оно сможет использовать свои компетенции», – подчеркнул Гутерриш.

Намерение посетить Запорожскую АЭС представители МАГАТЭ высказывали еще в конце мая. Как заявил тогда генеральный директор организации Мариано Гросси, МАГАТЭ хочет убедиться, что хранящиеся на станции 30 т плутония и 40 т обогащенного урана не используются в других целях. Представитель МИД России Мария Захарова напомнила 8 августа, что Киев не только дает приказ обстреливать ЗАЭС и обвиняет в ударах Россию, но и препятствует доступу экспертов МАГАТЭ к станции.

«Считаем необходимым снова напомнить, что с российской стороны еще несколько недель назад было сделано все, что требовалось для успешного визита. К нам в этой связи претензий быть не может. То, что международная миссия не состоялась, целиком на совести Киева. Только ему сегодня выгодно держать МАГАТЭ подальше от ЗАЭС», – заявила Захарова.

«Сейчас ЗАЭС управляет украинский персонал, станция подключена к украинской сети, российские специалисты там есть, но в основном они осуществляют коммуникацию между украинским персоналом и российскими военными», – говорит главный редактор AtomInfo.ru Александр Уваров. Инспекция МАГАТЭ не может попасть на станцию в первую очередь из-за позиции Украины, Россия готова их принять, отмечает Уваров. Организация с подобным еще не сталкивалась, указывает он. Если бы инспекция МАГАТЭ туда приехала, то это решило бы большую часть недоразумений – как в отношении информации Киева о том, что российская сторона угрожает своими действиями безопасности станции, так и по вопросу технического состояния оборудования в целом, радиационной обстановки и других показателей, которые обычно агентству доступны, говорит эксперт.

Санкций в отношении «Росатома» Украина добивается с конца февраля – и пока безуспешно, так как для ЕС разрыв связей с российским концерном будет болезненным, отмечает Уваров. Ряд европейских АЭС в Европе полностью зависят от российского ядерного топлива: две в Чехии, по одной в Венгрии, Болгарии и Финляндии, говорит эксперт. Теоретически они могут выбрать американскую Westinghouse, которая уже экспериментировала с заменой российского топлива на АЭС Украины. Однако ресурсы американцев на деле ограничены – всех европейских клиентов «Росатома» они обеспечить не смогут, да и там, где это получится, придется ждать годы, уверен Уваров.

Еще один сектор, где часть европейских АЭС зависит от «Росатома», – поставки обогащенного урана, который, в частности, отдельно регулярно покупает Франция. Речь идет примерно о 20% поставок от потребности страны – одномоментно заместить их нельзя, так как у французов собственные мощности уже загружены, отметил эксперт. Он напомнил, что у «Росатома» были хорошие производственные и научные взаимовыгодные отношения с французской госкомпанией EdF – этот концерн участвовал в продлении эксплуатации энергоблоков зарубежных клиентов российской компании. У «Росатома» есть собственность в ЕС, в частности крупный машиностроительный завод в Венгрии, который производит насосы для обслуживания АЭС «Пакш». Кроме того, французы принимают участие в зарубежных проектах «Росатома», поставляя некоторые системы управления и турбины для будущих АЭС в Турции, Бангладеш и Египте. Это оборудование можно заменить, в частности турбины, при этом французы потеряют до половины заказов на него, что поставит под сомнение французский «атомный ренессанс».

Если ЕС будет вводить санкции в отношении «Росатома» из-за ситуации вокруг ЗАЭС, то это будет как минимум странно, так как такая ситуация – следствие боевых действий Украины, а не российской госкомпании, указывает эксперт Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. Такой сценарий маловероятен, считает эксперт. ЕС мог бы ввести санкции, предусмотрев исключения по обслуживаемым в ЕС «Росатомом» объектам, говорит Тимофеев. Если «Росатом» отрезать от нормальных транзакций, запретить поставки части оборудования, это поставит под вопрос безопасность отрасли, предупреждает эксперт. Такие действия будут порождать маловероятные, но конкретные риски, на которые ЕС вряд ли пойдет, считает он. Но возможны точечные санкции против ряда руководителей российской госкомпании, чиновников, а это символическая мера, заключает эксперт.

«ЗАЭС не входит в контур предприятий госкорпорации «Росатом» и не управляется нашими специалистами», – сообщил представитель «Росатома» «Ведомостям».