Референдумы в ДНР, ЛНР и на других территориях вряд ли совместят с днем голосования в РФ

Время их проведения зависит от хода военной операции на Украине
До референдума в Херсонской области, возможно, еще не очень близко/ Сергей Мальгавко / ТАСС

Референдумы в ДНР и ЛНР, а также на других затронутых военной операцией территориях Украины, скорее всего, не будут совмещать с единым днем голосования в РФ, который пройдет 11 сентября. Об этом «Ведомостям» сказали пять собеседников, близких к администрации президента (АП). Трое из них связывают это с тем, что войска пока не заняли всю территорию ДНР.

Представители РФ 11 сентября в качестве выбранной для проведения референдума даты официально не называли. О том, что именно в этот день можно было бы провести референдум, говорил 11 августа в интервью «Известиям» глава пророссийской военно-гражданской администрации Запорожской области Украины Евгений Балицкий. Эта область, как и Херсонская, практически полностью под контролем РФ. Глава ЛНР Леонид Пасечник отмечал, что референдум возможен только после «освобождения территории ДНР». Глава ДНР Денис Пушилин 24 августа заявил, что республика готова к проведению референдума: «Главное теперь, чего мы ждем, – это выхода союзных сил на административные границы республики».

Один из близких к АП источников отмечает также, что нецелесообразно совмещать единый день голосования в РФ с процессами за рубежом. «Это разные вещи, и не стоит их смешивать, в том числе в смысловом отношении», – говорит он. При этом сейчас сотрудники АП, Центризбиркома и «Единой России» в постоянном режиме занимаются работой на территориях, говорили источники, близкие к этим структурам.

С одной стороны, идет подготовка к референдуму, подтверждает источник, близкий к АП: готовятся избирательные комиссии, подбираются политтехнологи, готовится агитация и т. д. Но сейчас оцениваются риски оперативного проведения референдума в ситуации, когда люди отвлечены от агитации на другие, бытовые вопросы – вплоть до отсутствия воды и света, говорит он. Кроме того, надо объяснить жителям, насколько надежно контролируется территория, говорит собеседник: они могут опасаться, что списки голосующих окажутся в руках украинских спецслужб.

Поэтому нет четкой концепции, когда проводить референдумы: «К ним ведется подготовка, чтобы все можно было провести быстро, когда будет четко определена дата. В частности, сейчас ведется агитация среди жителей, поскольку нужно, чтобы за вхождение в состав России проголосовали не 60%, а 85–95%, причем с высокой явкой». В ЛНР, в которой нет украинских войск, можно было бы проводить референдум хоть в сентябре, то же самое в Херсонской области, полагает этот источник: «Но странно проводить [голосование] там и не проводить в ДНР». По его словам, есть вариант постепенного проведения референдумов: сначала в ДНР и ЛНР, а потом уже в Запорожье и Херсоне. «Но окончательного сценария нет», – подчеркивает он. По его мнению, референдумы могут состояться позже и дать старт избирательной кампании Владимира Путина.

Федеральный чиновник ранее подчеркивал, что единого сценария пока нет, но есть разные варианты со «множеством развилок», которые зависят «от ситуации на фронте в целом и от перехода под полный контроль ДНР в частности»: «По одному из вариантов, если бы контроль удалось установить, то референдум в ДНР и ЛНР был бы возможен 11 сентября». При этом предполагалось, что в ДНР и ЛНР референдумы проведут одновременно, а в Запорожской, Херсонской, а также, возможно, Харьковской и Николаевской областях они также состоятся, но позже, говорит и этот собеседник.

Немаловажно также, какой вопрос будет вынесен на голосование, замечает другой источник. Он напоминает, что в ДНР и ЛНР еще в 2014 г. был референдум о признании независимости. Поэтому не исключен, например, вариант, что на референдумах в Запорожье и Херсоне первоначально будет ставиться вопрос о независимости, а не о вхождении в состав России, «не исключено, например, создание «нового Украинского государства» на этих территориях. Но этот источник также подчеркивает, что сейчас «ситуация с референдумами зависит в первую очередь от военной составляющей» кампании.