Московские муниципалитеты остались за «Единой Россией»

Оппозиция критикует ДЭГ, но не смогла организовать наблюдение за ним
Максим Стулов / Ведомости

По итогам московских муниципальных выборов «Единая Россия» взяла уверенное большинство. Из разыгрываемых 1417 мандатов партия власти получила 1160. Таким образом, у ее представителей большинство в 122 муниципалитетах Москвы из 125, в которых проходили выборы. На втором месте идет поддерживаемое московскими властями движение «Мой район» (аналогичное название носит программа мэрии по благоустройству) – 134 мандата.

На муниципальных выборах 2017 г. второе место по числу мандатов было у «Яблока», третье – у самовыдвиженцев, большая часть и тех и других шла от оппозиционной команды экс-депутата Госдумы от «Справедливой России» Дмитрия Гудкова и политтехнолога Максима Каца (внесен Минюстом в реестр физ.лиц-иноагентов). В этот раз оппозиции не удалось повторить успех: у «Яблока» всего три места, у самовыдвиженцев – 26. КПРФ забирает 42 мандата (44 в 2017 г.), «Справедливая Россия» – 20 мандатов (было 10), у «Новых людей» – 20 мандатов, у ЛДПР – 11 (было 4), один мандат получили «Коммунисты России».

От команды «Общество. Будущее» Романа Юнемана прошел только Леонид Балановский в районе Аэропорт. «У нас 10 кандидатов выигрывали, но без учета результатов дистанционного электронного голосования (ДЭГ)», – заверил Юнеман «Ведомости». Претензии к ДЭГ, как говорит секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, совсем не в том, что при ДЭГ будто бы имеется техническая возможность менять голос, отданный «против», на голос «за». «Главное, чтобы не было [голосующих] ботов», – подчеркивает он, но партия не имела возможности это проверить.

Общая явка в Москве составила 33,9%, из которых на ДЭГ пришлось 23,12%, т. е. онлайн проголосовали 1 748 616 москвичей, а традиционно на участках – 695 214. На муниципальных выборах 2017 г. явка не достигла и 15%, напомнил в ходе работы информцентра комиссии зампред ЦИК Николай Булаев: «Никогда такого не было, не помню такой явки. Это очень высокая явка для муниципальных выборов». С ним согласился спикер Мосгордумы Алексей Шапошников: «Если бы не ДЭГ, не было бы такой явки. ДЭГ обеспечивает явку». Никто не конкретизировал, почему вдруг люди решили проголосовать электронно. «Эти люди раньше просто не ходили на участки», – считает участник Общественного штаба наблюдателей, депутат Мосгордумы от «Единой России» Александр Козлов.

Политолог Александр Немцев полагает, что даже без ДЭГ результат партии власти едва ли был бы ниже: «Их кандидаты в любом случае вели работу на активизацию электората. ДЭГ просто облегчил эту работу». Результаты муниципальных выборов напрямую повлияют на выборы мэра Москвы, которые пройдут в следующем году: кандидатам необходимо будет собирать подписи муниципальных депутатов для прохождения фильтра. «Думаю, вся парламентская пятерка на выборы мэра пойдет. «Единая Россия» обеспечит им помощь своими подписями и при этом отсечет всех несистемных кандидатов», – сказал Немцев.

Как наблюдать за ДЭГ

Претензии оппозиции к электронному голосованию не уменьшились, несмотря на то что система ДЭГ в этом году открылась для наблюдателей – но только в Москве (столица и регионы голосуют на разных платформах). Как пояснил «Ведомостям» электоральный эксперт Григорий Мельконьянц, московский департамент информационных технологий допустил возможность технического наблюдения за блокчейном, но только при условии, что партии сами разработают для этого программное обеспечение. Но воспользовались новыми возможностями в Москве только две партии – «Единая Россия» и «Новые люди».

«Получив доступ, мы создаем свой партийный узел блокчейна», – пояснил «Ведомостям» руководитель IT-блока партии «Единая Россия» Вячеслав Сатеев. После этого, по его словам, на сервере дата-центра, которым располагает партия, «запускается специальное программное обеспечение, которое полностью синхронизировано с блокчейном непосредственно в департаменте информационных технологий правительства Москвы». То есть партия располагает всей той информацией, которая появляется в блокчейне ДЭГ по ходу голосования. «Мы в реальном времени получаем каждую транзакцию, которая им прилетает», – сказал Сатеев. Он уточнил, что это «подтверждение избирателя, загрузка списка кандидатов, выдача бюллетеней, получение бюллетеня, начало выборов, завершение выборов».

Таким образом, имея список избирателей, проживающих на конкретном избирательном участке, и получив в ДЭГ доступ к «подтверждению избирателя», партийные наблюдатели могут убедиться, что проголосовал именно тот избиратель, который вправе голосовать на этом участке. Точно так же при традиционном голосовании наблюдатели следят на участках за списками избирателей, пытаясь не допустить к урнам тех, кто не имеет отношения к этому участку.

«Нам потребовалось две недели [на разработку программного обеспечения]», – сказал «Ведомостям» глава ЦИК партии «Новые люди» Олег Захаров. Помимо времени такая работа требует еще и солидных финансовых затрат, уточнил Захаров, предположив, что не каждая партия располагает такими ресурсами.

В частности, такую программу намеревалось разработать «Яблоко», но партийцы утверждают, что они не знали об этой возможности. «Я узнал о том, что доступ открыт, лишь в конце августа на заседании московского Общественного штаба по наблюдению за выборами», – сообщил «Ведомостям» начальник федерального штаба партии «Яблоко» по контролю на выборах Александр Ефимов. «Яблоко» решило воспользоваться моментом и подало в начале сентября в МГИК заявление на доступ к системе, но, по словам Ефимова, доступ дается «очень медленно».

В схожем положении оказались коммунисты. «Мы подали заявление в МГИК лишь 8 сентября, и нам до сих пор ничего не ответили», – сказал «Ведомостям» исполняющий обязанности главы московского горкома КПРФ Николай Зубрилин.

«Доступ был предложен всем желающим, – утверждает зампред МГИК Дмитрий Реут. – Поэтому если кто-то чего-то о чем-то не знает, то это их проблемы». При этом Реут уточнил, что открыть доступ предложила Общественная палата Москвы. «Некое заседание в некоем общественном органе, который не имеет статуса участника политического процесса, заявляет о том, что что-то будет сделано – это прекрасно. Вот только за организацию электронного голосования в Москве отвечает МГИК», – говорит Ефимов.

Как сказали «Ведомостям» в «Единой России» и «Новых людях», новость об открытии доступа к ДЭГ для любых партий и кандидатов прозвучала 11 августа на заседании московского Общественного штаба по наблюдению при участии представителей департамента информационных технологий правительства Москвы.