Масштабные протесты в Иране привели к человеческим жертвам

Реальной опасности для действующих властей эксперты не видят
Между иранскими властями и молодежью давно существует напряжение/ AFP

В Иране нарастают акции протеста, которые уже привели к человеческим жертвам, сообщает агентство Reuters 22 сентября со ссылкой на официальные данные. Всего за последние пять дней протестов, по официальным данным, было убито восемь человек, среди которых полицейский и член проправительственного ополчения «Басидж». По версии курдского правозащитного агентства «Хенгав», погибло 10 человек.

Самые масштабные после протестов 2019 г. уличные акции прошли более чем в 50 иранских городах, хотя ядром протестов изначально были северо-западные регионы страны, населенные в основном курдами. Поводом послужила смерть 22-летней Махсы Амини, приехавшей в Тегеран из Иранского Курдистана. 13 сентября она была арестована полицией нравов за «неправильное ношение хиджаба» и доставлена в участок. По версии властей, в участке у девушки случился сердечный приступ и инсульт. Амини была доставлена в больницу, где и скончалась 16 сентября. Родственники погибшей уверены, что задержанную убили в участке. По их версии, в результате избиений Амини получила перелом основания черепа и скончалась.

Для подавления протестов власти, как и в 2019 г., прибегли к масштабным ограничениям интернета. Был заблокирован доступ к Instagram (принадлежит корпорации Meta, признанной в России экстремистской) – единственной крупной соцсети, пользование которой в Иране разрешено. Пользователи WhatsApp жалуются, что не могут отправлять фотографии. По заявлению агентства «Хенгав», Тегеран в принципе отключил интернет в Иранском Курдистане.

В Иране проживает от 8 млн до 10 млн курдов, это около 10% населения страны. Они являются национальным, языковым и религиозным меньшинством. Большинство курдов сунниты, в то время как официальная религия государства – шиизм. В прошлом между курдскими организациями и иранскими силовиками не раз вспыхивали конфликты.

Между иранскими властями и молодежью давно существует напряжение, поясняет главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев. Молодые люди не хотят следовать запретам, которые власти налагают, поэтому проявляют недовольство по любому поводу. Сейчас, по мнению Казанцева,  правительству ничто не угрожает, оно переживало и более масштабные протесты. «Тегеран располагает силами для подавления демонстраций, в том числе за счет привлечения милиции «Басидж», связанной с Корпусом стражей исламской революции», – говорит он.

Вопрос о ношении женщинами платка со всей остротой встал сразу после исламской революции 1979 г.: протесты противников жестких норм были тогда подавлены, напоминает научный сотрудник Центра ближневосточных и африканских исследований ИМИ МГИМО Адлан Маргоев. С тех пор «ценностных» протестов в Иране не было – они были политическими, как в 2009 г., или спровоцированными ростом цен или дефицитом продуктов и топлива, как это было в 2019 г., говорит Маргоев.

Следует помнить, что иранская идентичность состоит из трех традиций: местной, с зороастрийским и умеренно исламским наследием, господствующей исламской и вестернизированной. Последней привержены молодежь крупных городов и интеллектуалы, признающие исламскую идентичность, но не готовые мириться с навязыванием строгих норм. Они были социальной базой предыдущих политических и почти ежегодных экономических протестов с требованиями либерализации. Теперь же это протест против норм поведения и произвола правоохранителей, подчеркивает Маргоев. Лейтмотив таких иранских горожан – если власть не может обеспечить экономическое благосостояние, пусть даст либерализацию образа жизни.