Протесты в Ираке продолжились беспорядками

Новая эскалация в ключевой стране ОПЕК может взвинтить цены на нефть
Ситуация в Ираке нестабильна и в целом связана с той хрупкой политической системой этноконфессионального представительства, сконструированной американцами после свержения Хусейна, а также сложным социально-экономическим положением и коррупцией в стране/ AHMAD AL-RUBAYE / AFP

Иракский шиитский политический лидер Муктада ас-Садр утром 30 августа призвал своих сторонников прекратить акции протеста в «зеленой зоне» Багдада, где расположены правительственные учреждения и посольства, и покинуть ее. Премьер-министр Ирака Мустафа аль-Каземи поблагодарил ас-Садра за его призыв. Ас-Садр также подтвердил свое решение уйти из политики, которое спровоцировало беспорядки с захватом правительственных зданий и гибелью ночью на 30 августа 30 человек, сообщает Al-Jazeera.

29 августа, когда ас-Садр объявил об уходе из политики, сотни его сторонников ворвались в Дворец республики, где расположены офисы президента и премьера. Садристы разгромили несколько десятков штаб-квартир своих политических оппонентов. Минометному обстрелу подверглось расположенное в «зеленой зоне» американское посольство. Власти Ирака объявили на всей территории страны комендантский час и военное положение, ввели в Багдад войска, однако в «зеленую зону» вошли и связанные с ас-Садром военизированные формирования «Сарая ас-Салям» («Бригады мира»). Протесты, переходящие в вооруженные стычки, продолжились как в столице, так и в нескольких других регионах страны.

В июле сторонники ас-Садра уже захватывали здание парламента. Они выступали против выдвижения на пост премьер-министра соперника своего лидера – Мухаммеда ас-Судани, главы «Координационной структуры» – блока других шиитских и некоторых других этноконфессиональных движений. Точкой отсчета политического кризиса в Ираке стали парламентские выборы, состоявшиеся в октябре 2021 г., на полгода раньше срока. По итогам выборов садристское движение «Саирун» во главе с ас-Садром получило 73 места в парламенте. Блокировавшись в крупнейшую коалицию «Спасение родины» с курдами Демократической партии Курдистана и альянсом «Суверенитет» суннита Хамиса аль-Ханджара, садристы выступили с идеей «правительства национального большинства». Это противоречило сложившейся после падения режима Саддама Хусейна практике распределения мест в парламенте и правительстве в зависимости от этноконфессионально-партийной принадлежности. Другие партии, в первую очередь проиранская коалиция «Аль-Фатх», в которую входят и лидеры проиранских шиитских военных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби», посчитали этот результат несправедливым. «Координационная структура» не согласилась с идеей садристов о «правительстве большинства». В конце июня иракский парламент лишил мандатов лояльных ас-Садру депутатов. В середине июля начались первые массовые демонстрации его сторонников, но его противники не могли договориться о формировании правительства, несмотря на то что после отставки депутатов-садристов у них были развязаны руки.

Ситуация в Ираке нестабильна и в целом связана с той хрупкой политической системой этноконфессионального представительства, сконструированной американцами после свержения Хусейна, а также сложным социально-экономическим положением и коррупцией в стране, говорит ведущий научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. После заявления ас-Садра с призывом к протестующим уйти из «зеленой зоны» ситуация должна смягчиться, однако сам ас-Садр вряд ли покинет политику и может выдвинуть преемника, через которого будет действовать дальше, считает Долгов. Политические силы в Ираке очевидно не могут прийти к консенсусу и это ведет к продолжению кризиса в вялотекущем состоянии еще долгое время, полагает эксперт. В ближайшее время, считает Долгов, вероятность вооруженной конфронтации снизилась, но до конца не исключена в перспективе. В ней тем не менее не заинтересован Иран, в зону интересов которого входит Ирак, отмечает эксперт.  

Если произойдет эскалация внутреннего конфликта в Ираке и он начнет сказываться на добыче и экспорте нефти, мировой рынок может недосчитаться около 4 млн баррелей нефти в сутки, поясняет аналитик товарных рынков «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. Пока это маловероятно. Лукичева напомнила, что сейчас Ирак – второй по объемам производитель в ОПЕК. В июле добыча в стране составила 4,45 млн баррелей в сутки, экспорт – примерно 3,8 млн баррелей в сутки. Остановка поставок таких объемов нефти на мировой рынок может спровоцировать ценовое ралли, считает Лукичева.