Принятие законопроекта о едином операторе цифровой рекламы откладывается
Единой позиции по поводу инициативы, против которой выступил бизнес и регионы, до сих пор нетК 1 ноября комитет Госдумы по экономической политике должен собрать поправки к законопроекту о едином операторе цифровой рекламы и подготовить его ко второму чтению. Но работа над текстом инициативы может быть продлена, говорят два источника «Ведомостей» в Госдуме. Дело в том, что единого мнения по поводу законопроекта нет в том числе в администрации президента (АП) и у правительства, поясняет собеседник, знакомый с ситуацией, и источник, близкий к АП.
Работа над поправками будет продолжена, заявил «Ведомостям» источник в Госдуме, но точный горизонт завершения этой работы не обозначил, предположив, что она будет сдвинута с начала ноября. При этом еще один собеседник на Охотном Ряду и чиновник в правительстве Москвы не исключают, что законопроект все-таки принят не будет.
По словам автора законопроекта, зампреда думского комитета по экономической политике Артема Кирьянова, сейчас идет «рабочий процесс обсуждения [инициативы]»: «Поступают поправки от депутатского корпуса, материалы от регионов, продолжается работа в комитете». Председатель комитета Госдумы по экономполитике Максим Топилин не знает, будет ли продлен срок принятия поправок. От подробных комментариев он отказался.
Доработку данной инициативы, которую раскритиковали некоторые представители бизнеса и регионов, откладывают не в первый раз.
Она была внесена депутатом Кирьяновым 8 июля, т. е. уже после последнего заседания весенней сессии 2022 г. Спустя неделю законопроект был одобрен нижней палатой парламента в первом чтении на внеочередной пленарке, которая была созвана для решения других вопросов. Поправки ко второму чтению сначала должны были подготовить к 13 августа, но срок их рассмотрения на комитете несколько раз продлевали: сначала до 9 сентября, потом до 1 октября. В последний раз совет Госдумы принял решение о продлении срока принятия поправок ко второму чтению до 1 ноября.
Проблемы цифровой рекламы
Согласно законопроекту, единый оператор создаст и будет контролировать ресурс, через который станут размещаться вся цифровая наружная реклама и все электронные объявления физлиц. Он же займется проверкой контента на соответствие законодательству, определением цен на его размещение и защитой персональных данных пользователей ресурса. Оператор останется участником рынка и сможет без торгов заключать 30-летние контракты на установку своих цифровых конструкций на земле, принадлежащей государству, а также транслировать рекламу на экранах государственного и муниципального транспорта в течение того же срока.
Кандидат на статус единого оператора, согласно законопроекту, не может контролироваться иностранцами и должен являться системообразующей организацией российской экономики, иметь собственные цифровые щиты на государственном и муниципальном транспорте, в том числе в городах федерального значения. Под эти критерии, как писали «Ведомости», подходит Russ Outdoor.
По словам собеседника, близкого к Кремлю, сейчас АП и правительство ведут переговоры по поводу этого законопроекта. Он не исключает, что законопроект все-таки будет принят в случае консенсуса. Собеседник, знакомый с ситуацией, подтверждает, что идет дискуссия по поводу этого законопроекта – администрация его поддерживает, но правительство против. Белый дом давал понять, что не поддерживает законопроект, с тех пор позиция не изменилась, добавляет собеседник.
Официальный отзыв правительства на инициативу Кирьянова не опубликован («Ведомости» направили запрос в Белый дом по поводу позиции кабмина), но против появления единого оператора цифровой рекламы выступала Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова, выступая на круглом столе в Госдуме 28 июля, заявила, что законопроект несет в себе риски злоупотребления одной компании в отношении других участников рынка. Кроме того, как писали «Ведомости» 7 августа, автономная некоммерческая организация «Цифровая экономика», набсовет которой возглавляет вице-премьер Дмитрий Чернышенко, в письме в Госдуму указывала, что создание единого оператора цифровой рекламы выходит за рамки предмета правового регулирования профильного закона, создает риски создания монополии и распространения недостоверной информации в интернете с нарушением законодательства.
Письма с аналогичной позицией также направляли «Яндекс», «Сбер», фонд «Сколково» и «Авито» – их инициатива коснулась, поскольку оператор цифровой рекламы должен отвечать также за объявления в интернете о продаже и услугах, которые размещают частные лица. Против выступила организация малого и среднего бизнеса «Опора России». Не поддержал законопроект и департамент СМИ и рекламы правительства Москвы. Не поддержали законопроект в правительстве Санкт-Петербурга. Против также выступили спикер законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, представители рекламных компаний Татарстана направляли письма с возражениями в Госсовет Татарстана и главе республике Рустаму Минниханову и т. д.
Что дальше
Законопроект не прошел все необходимые процедуры перед первым чтением, позиция правительства и регионов была негативная, говорит политолог Евгений Минченко. «Кроме того, консолидировалась и рекламная отрасль, кроме одной компании, которая считается бенефициаром», – добавляет он.
Законопроект с момента его появления в публичном поле был подвергнут резкой критике как со стороны участников рынка, так и со стороны органов власти – муниципальных, региональных, федеральных, отмечает представитель оператора наружной рекламы Gallery. Создание единого оператора цифровой наружной рекламы на базе действующего частного игрока рынка, как отмечает он, это не что иное, как попытка монополизировать отрасль наружной рекламы под предлогом повышения безопасности. С ним согласна исполнительный директор рекламной группы NMi Group Ирина Михеева.
Появление же монополиста с предлагаемым законопроектом перечнем преференций, по словам представителя Gallery, приведет к деградации отрасли и полному вытеснению иных участников рынка.
«Перенос сроков – следствие непроработанного должным образом законопроекта, не только внесенного и принятого с нарушением регламентных процедур, но и затрагивающего конституционные полномочия регионов. Было бы правильно обсудить концепцию, что возможно реализовать, если инициатор законопроекта вернет документ в первое чтение, обеспечив нулевые слушания», – резюмировал представитель Gallery.
Проработка и устранение подводных камней, с которыми, возможно, связан перенос сроков, позволили бы избежать негативного сценария с монополией на наружку, добавляет Михеева.
Минченко говорит, что если Госдума и примет закон, то его может отклонить и отправить на доработку Совет Федерации, учитывая активную лоббистскую работу региональных властей. По его мнению, у судьбы этого законопроекта есть три возможных пути: «Первый – разделить функцию продажи рекламы и контроль за ней. Например, создать структуру, в том числе, возможно, государственную, которая бы осуществляла контроль за контентом [как предлагается и сейчас], а рекламных игроков оставить. Второй вариант – «подвесить» его, чтобы он просто лежал в Госдуме. А третий – просто его отозвать», – говорит Минченко.
Представитель Russ Outdoor отказался от комментариев.
В подготовке статьи участвовала Евгения Кузнецова