Украина, Турция и ООН пытаются сохранить зерновую сделку без России

Результат их усилий зависит от позиции Москвы
После выхода России из зерновой сделки Минобороны России не гарантирует безопасность судоходства в акваториях украинских портов
После выхода России из зерновой сделки Минобороны России не гарантирует безопасность судоходства в акваториях украинских портов / Ozan KOSE / AFP

Украина, Турция и ООН 30 октября согласовали план движения 14 судов в рамках «черноморской зерновой инициативы» без участия России, объявившей о выходе из этого соглашения. Соответствующее заявление сделал Совместный координационный центр в Стамбуле. «Делегации Украины, Турции и ООН согласовали план движения на 31 октября по морскому гуманитарному коридору 14 судов – 12 идущих с Украины и 2 прибывающих», – говорилось в сообщении центра. Представители организации подчеркнули, что Россия, ранее вышедшая из зерновой сделки, была уведомлена об этом решении. Минобороны России объявило о выходе РФ из соглашения. Данный шаг был мотивирован тем, что для нападения на Севастополь 29 октября украинские безэкипажные полупогруженные катера использовали безопасный зерновой коридор и могли быть запущены с одного из сухогрузов.

Президент страны Реджеп Тайип Эрдоган в своем телеобращении 31 октября заявил, что Анкара продолжит работать для сохранения «зернового соглашения» с Украиной даже после выхода из него Москвы. «Хотя Россия действует нерешительно <...> мы решительно продолжим наши усилия на благо человечества», – подчеркнул Эрдоган.

Вечером 31 октября ситуацию вокруг выхода России из сделки обсудили министры обороны России Сергей Шойгу и Турции Хулуси Акар, сообщило Минобороны России. Чуть позже в тот же день заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам Мартин Гриффитс заявил, что организация готова расследовать возможное использование зернового коридора в военных целях. Минобороны России заявило вечером 31 октября, что использование коридора без разрешения российской стороны недопустимо.

К 18.00 31 октября в Черном море по направлению из Одессы в сторону Турции на расстоянии примерно 90 км от порта выстроилась цепочка из 25 судов, следует из данных ресурса MarineTraffic.com. Еще одна группа из 13 грузовых судов находилась в 11 км от берега в районе Белгорода-Днестровского (город западнее Одессы).

Все 10 судов, по которым у ресурса есть подробности, везут зерно с Украины. В частности, St. Sofia и Mount Baker направляются в Испанию с 76 635 т кукурузы и 11 000 т ячменя, Despina V – в Нидерланды с 71 135 т кукурузы, Caravos Harmony – в Китай с 64 303 т смешанных грузов, Nikolaos A – в Великобританию с 46 141 т рапса, Karamel – в Ливию с 33 000 т кукурузы, African Robin – в Алжир с 30 500 т пшеницы, Ikaria Angel – в Джибути с 30 000 т пшеницы, а сухогрузы Amyntor и Admiral de Ribas – в Турцию с 27 000 т пшеницы и 2500 т подсолнечного шрота. В Кремле перспективы зерновой сделки без участия России оценивают скептически, но крест на ней пока не ставят. Как заявил 31 октября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, с выходом Москвы из сделки она «приобретает иной характер, гораздо более рискованный, опасный и негарантированный». Реализация достигнутых ранее договоренностей, добавил Песков, представляется маловероятной, так как Россия не может гарантировать безопасность судоходства. Вину за обострение конфликта и прекращение сделки представитель Кремля возложил на Украину. При этом Россия, как следует из слов Пескова, не порвала со сделкой окончательно. Песков сообщил, что российское руководство находится в контакте с Анкарой и ООН. На прямой вопрос, есть ли возможность продолжения сделки, Песков ответил: «Контакты продолжаются».

Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, будет ли Россия жестко препятствовать вывозу сельхозпродукции Украиной в одностороннем порядке, говорит заместитель директора Института международных исследований МГИМО Виктор Мизин. Очевидно, что отношения России и Запада почти достигли дна, но при этом обе стороны не хотят полностью прерывать диалог. Эксперт напоминает, что ранее Франция и Германия высказывались в пользу поддержания контактов с Россией, определенную готовность к переговорам проявляют и в Москве. Но при этом на Западе не воспринимают всерьез заявления Минобороны об атаке на Севастополь. По словам Мизина, причастность британских специалистов к нападению на бухту западные страны отвергают, как отвергали заявления России о биолабораториях на Украине и о планах Киева взорвать «грязную бомбу». По мнению Запада, Москва использует зерно как очередной рычаг давления. Эти обвинения весьма схожи с более ранними упреками в том, что российское руководство использует в качестве оружия поставки газа в Европу, напоминает Мизин.

Военные инструменты для того, чтобы жестко воздействовать на ситуацию, у России есть, но их сейчас недостаточно в конкретном районе, говорит военно-морской эксперт, капитан третьего ранга запаса Максим Климов. Следует нарастить количество сил и средств, нужны не только корабли и катера, требуется создать межвидовую группировку с привлечением авиации, считает Климов.