Джо Байден и Си Цзиньпин впервые встретятся лично

Кроме Тайваня и введенных при Трампе тарифов они могут обсудить проблемы КНДР и Украину
Совместного заявления по итогам встречи не планируется/ Charles Dharapak / AP

Президент США Джо Байден и председатель КНР Си Цзиньпин проведут 14 ноября первую в качестве лидеров двух стран личную встречу на полях саммита G20 на Бали. Из-за пандемии коронавируса Си почти два года не покидал пределы Китая. Фоном встречи лидеров двух стран, находящихся в открытом противостоянии, стали важные внутриполитические события: промежуточные выборы в конгресс США, где демократы получили сенат, и XX съезд компартии Китая, который, как писали «Ведомости», показал усиление позиций Си. Байден отметил, что теперь сторонам «нужно просто выяснить, где проходят красные линии и что является наиболее важным для каждого из нас в предстоящие два года».

Как анонсировала 10 ноября пресс-секретарь администрации Байдена Карин Жан-Пьер, лидеры двух стран обсудят «ответственную конкуренцию и совместную работу в областях, где наши интересы совпадают». При этом совместного заявления по итогам встречи не планируется. Байден 13 ноября на Восточноазиатском форуме в Камбодже заявил, что США намерены и дальше соперничать с Китаем, критикуя его за нарушения прав человека, но «сохраняя при этом открытые линии связи и гарантируя, что конкуренция не перерастет в конфликт».

Как сообщало 13 ноября Reuters со ссылкой на источники, среди основных тем переговоров Си и Байдена 14 ноября будет ситуация вокруг Тайваня, КНДР и Украины. Байден с начала своего президентства несколько раз подчеркивал, что США готовы будут встать на защиту Тайваня в случае военной агрессии с китайской стороны. При этом официальная позиция Вашингтона по-прежнему строится на приверженности политике «одного Китая».

Как передает Bloomberg, 10 ноября советник Байдена по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что по итогам встречи Вашингтон проинформирует тайваньскую администрацию. «Я уверен, что они будут чувствовать себя очень безопасно и комфортно, когда речь идет о нашей поддержке мира, стабильности и нашей приверженности закону об отношениях с Тайванем (закон 1979 г., содержащий принцип «стратегической неопределенности», согласно которому американцы должны будут предоставить острову оборонительные средства и услуги в случае внешних угроз безопасности, характер и объемы которых будут, однако, определяться отдельно президентом и конгрессом. – «Ведомости»)», – сказал Салливан.

Сам факт появления темы «красных линий» на переговорах лидеров США и Китая – тревожный сигнал, так как еще 50 лет назад Мао Цзэдун и Ричард Никсон уже договорились, что независимость Тайваня и есть «красная линия», отмечает замдиректора Национального института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН Александр Ломанов. «Тогда Китай стал союзником США в борьбе с СССР, получив взамен технологические блага и доступ к американскому рынку, но все это при соблюдении принципа «одного Китая», – говорит эксперт. По словам Ломанова, то, что Байден снова предлагает поговорить про «красные линии», можно расценивать как приглашение к демонтированию старых. Для Китая вопрос воссоединения Тайваня всегда будет принципиальным, отмечает Ломанов.

Байден хочет показать, что для него «красная линия» заключается в применении китайской силы против Тайваня, говорит эксперт: «При этом оказать помощь Пекину в налаживании диалога с властями Тайваня в нынешней ситуации вовсе не в интересах Вашингтона». Чуть более реальным выглядит возможная договоренность о том, что американские политики не будут приезжать на Тайвань и сократят его военную поддержку, а Китай взамен даст какие-то обещания по сокращению военной активности, считает Ломанов.

По словам профессора СПбГУ Яны Лексютиной, никакая единичная личная встреча не сможет разрешить накопившиеся глубинные противоречия КНР и США. Единственным результатом станет сам факт встречи и, возможно, обсуждение проведения саммита двух стран в будущем. По Украине Китай в очередной раз лишь подтвердит свою нейтральную позицию, полагает Лексютина. При этом Ломанов уверен, что потенциальное китайское осуждение России нанесет глубокий долгосрочный удар по отношениям Пекина и Москвы, а любое обещание США может быть пересмотрено под разными предлогами, включая вопрос соблюдения прав человека в Синьцзяне или Гонконге.

Другой аспект китайско-американских отношений – инициированная еще экс-президентом США Дональдом Трампом торговая война и технологическая конкуренция. 13 ноября глава МВФ Кристалина Георгиева в интервью The Washington Post заявила, что противостояние США и Китая раскалывает мировую экономику на противоборствующие блоки и ведет к новой холодной войне. По данным МВФ, глобальная экономика при таком сценарии сократится на 1,5%, или более чем на $1,4 трлн в год. Георгиева отметила, что потери в процентном выражении для Азии ожидаются вдвое больше.

При этом администрация Байдена, сохранив ряд протекционистских мер предшественников, ввела ряд новых. 21 июня 2022 г. она запретила импорт любых товаров, произведенных в населенном мусульманами-уйгурами китайском Синьцзяне, если экспортер не может доказать отсутствие «принудительного труда». Вашингтон неоднократно обвинял Пекин в «геноциде» мусульманского меньшинства. Также США ввели новые жесткие технологические санкции против Китая: с 21 октября американские корпорации не имеют права без специального разрешения поставлять широкому кругу китайских компаний полупроводниковые микросхемы и оборудование для их выпуска.

Эксперты склоняются к тому, что самой большой уступкой США может быть отмена части тарифов времен Трампа на товары народного потребления. Лексютина не предвидит разрядки в отношениях Китая и США даже в перспективе 10–15 лет. По ее словам, американская администрация рассматривала возможность частичной отмены тарифов на ограниченное количество китайских товаров на сумму в $10 млрд, что составляет ничтожную часть всего товарооборота двух стран ($756 млрд в 2021 г.). Но даже по этому вопросу в Вашингтоне после визита Пелоси на Тайвань укрепились позиции тех, кто выступает за сохранение тарифов. Помимо задачи сдерживания Китая тарифы на товары из Китая приносят большую прибыль, так как бюджет США пополняют многомиллиардные таможенные пошлины за китайские товары.

Политика технологического удушения КНР со стороны США лишь набирает обороты, что видно по закону об ограничении по микрочипам, констатирует Ломанов. Китай вынужден очень активно переходить на курс импортозамещения и развития собственных технологий. С точки зрения глобальной экономики это не имеет большого рыночного смысла, но в условиях распада единого рынка Китаю приходится делать это, заключает Ломанов.