Пентагон обеспокоен увеличением ядерного арсенала КНР

Он может достичь запаса в 1500 ядерных боеголовок к 2035 году
В докладе Пентагона не указано, сколько у КНР имеется стратегических, а сколько тактических боеголовок/ Thomas Peter / Reuters

К 2035 г. Китай может получить арсенал в 1500 ядерных боеголовок, пишет Reuters со ссылкой на опубликованный 29 ноября ежегодный доклад минобороны США. «В течение следующего десятилетия КНР намерена модернизировать, диверсифицировать и расширить свои ядерные силы», – говорится в документе. По мнению аналитиков Пентагона, начиная с 2021 г. Пекин, вероятно, «ускорил свою ядерную экспансию», в результате чего оперативный запас всех типов (стратегических и нестратегических) ядерных боеголовок КНР превысил 400 единиц.

Один из чиновников Пентагона сообщил Reuters, что такое быстрое наращивание невозможно держать в секрете. Кроме того, там заподозрили Пекин в отходе от прежней стратегии, которую сами китайцы называли «бережливым и эффективным средством сдерживания».

«Китай планирует завершить «основную часть модернизации» своей национальной обороны и вооруженных сил к 2035 г. Если КНР поддержит текущие темпы своей ядерной экспансии, он, вероятно, достигнет к 2035 г. запаса примерно в 1500 боеголовок», – допустили в американском военном ведомстве. Отмечается, что данная цифра вызывает большую озабоченность у США.

Как пишет Reuters со ссылкой на оценки американских исследовательских центров, у США сейчас 3750 ядерных боеголовок всех типов – стратегических и тактических. По данным опубликованного МИД России отчета о выполнении договора СНВ-3 (ДСНВ) от 1 сентября 2022 г., у США было развернуто 1420 ядерных боезарядов стратегических ядерных сил, а у России 1549 аналогичных боеголовок. В докладе Пентагона не указано, сколько у КНР имеется стратегических, а сколько тактических боеголовок.

США и Россия в отличие от Китая как минимум до 2026 г. связаны договором СНВ-3. Согласно ему, предусмотрено сокращение для каждой из сторон до 1550 единиц стратегических зарядов, а развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков – до 700 единиц.

Экс-президент США Дональд Трамп говорил о желании выработать новое ядерное соглашение между Россией, Китаем и США. В Пекине говорили, что готовы будут сесть за стол переговоров лишь после того, как США уменьшат свой арсенал до уровня китайского (его размер не разглашается).

Прогноз Пентагона можно считать очередной декларацией американских военных о том, что они столкнулись с перспективой обеспечивать одновременное, но при этом независимое сдерживание двух противников, один из которых в будущем может достичь паритета с США, говорит эксперт РСМД Александр Ермаков. По его мнению, Пентагон как минимум обосновывает необходимость обеспечения модернизации ядерной триады в полном объеме, а как максимум призывает задуматься о самой возможности дальнейших количественных сокращений с Россией. Эксперт допускает, что появившийся доклад будет использован в США как очередное доказательство того, что дальнейшие ограничения и сокращения стратегических вооружений без подключения к процессу Китая невозможны.

При этом, даже если договор СНВ-3 прекратит свое существование, то эти страны, по словам Ермакова, все равно будут оставаться какое-то время лидерами по ядерному арсеналу. Эксперт соглашается с тем, что в будущем и остальные ядерные страны будут стремиться наращивать свои вооружения, что, впрочем, по его мнению, не будет коррелировать со сдерживанием трех вероятных равновеликих держав.

Для Китая выйти на уровень в 1500 ядерных боеголовок вполне под силу, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович. При этом он отмечает, что появившийся прогноз составлен на весьма длительный срок. При этом в последнее время в Китае действительно начался качественный и количественный рост, считает эксперт. Существующий сейчас у Китая ядерный арсенал может «серьезно испортить настроение» и России, хотя сейчас Москва и не расценивает это как угрозу, добавляет Стефанович. При этом он видит понимание у США необходимости вести диалог по ядерным вопросам – отдельно с Китаем и отдельно с Россией. Но любая договоренность США с Россией не должна, по словам американских чиновников, подрывать их возможность сдерживать Китай.