Законопроект о механизме признания Украины террористическим государством могут внести в Госдуму позже

Ранее подготовленная «Справедливой Россией» версия инициативы пока стоит на паузе
СВО пока сохранит свой статус/ ТАСС

Депутатский законопроект о признании Украины террористическим государством будет внесен в Госдуму только после того, как пройдет согласование в правительстве, сообщили «Ведомостям» собеседники в нижней палате парламента и во фракции «Справедливая Россия». Инициатором этого законопроекта летом выступила фракция «Справедливая Россия». В частности, ее лидер Сергей Миронов сообщил в своем Telegram-канале 26 июля о внесении инициативы в Госдуму, отметив, что по действующему российскому законодательству террористической может быть признана только организация, но в настоящее время некоторые страны умышленно организовывают теракты, взрывы, поджоги, направленные против мирного населения: «В первую очередь я, естественно, имею в виду Украину с ее «офисом Зеленского».

Этот законопроект, согласно его описанию, предполагал несколько критериев отнесения государства к категории террористических. Оно должно быть ответственно за организацию взрывов, поджогов и других действий, которые создают опасность для жизни человека. К примеру, президент Владимир Путин неоднократно говорил о терактах со стороны Киева против российских объектов – как энергетических, так и транспортных (в частности, 8 октября был подорван Крымский мост). Также государство может получить такой статус за «организацию незаконного вооруженного формирования и преступного сообщества», следует из описания законопроекта. Третьим основанием будут являться призывы к отчуждению части территории России и нарушение ее территориальной целостности. Под эти критерии, судя по заявлениям официальных властей России, также вполне может подходить Украина. А страны, которые ее поддерживают, можно считать «спонсорами терроризма», отмечал 26 июля Миронов.

Правда, инициативу в Госдуму так и не внесли. «Ведомости» направили запрос в Белый дом, но пока не получили ответа. По словам зампреда думской фракции «Справедливой России» Олега Нилова, точных сроков, когда законопроект может быть согласован, внесен и принят, нет: «Конечно, тут требуется согласование не только с правительством.

Тут и дипломаты, и администрация президента, и много других обязательных согласований». Зампред думской фракции «Единой России» Андрей Исаев говорит, что для оценки инициативы ее нужно еще изучить: «Название выражает только эмоциональную составляющую. Да, мы можем сказать, что Украина ведет себя как террористическое государство. Но нужно посмотреть, какие конкретно нормы в этом проекте предусмотрены [и что за этим последует]».

Между тем, по словам источника «Ведомостей», близкого к Госдуме, если подобная инициатива будет все же реализована, то важнее всего будут ее далекоидущие последствия, самое главное из которых – давно обсуждавшееся отдельными представителями власти прекращение режима СВО и перевод его в режим АТО (или КТО). В этом шаге, по словам источника «Ведомостей», немаловажна идеологическая составляющая: Западу, как и подчеркивал Миронов, придется поддерживать не просто Киев, а официально признанный террористическим киевский режим. Более того, допускает он, основания для такого решения, которые можно предъявить партнерам, есть: это нелегитимность всех решений, которые принимались до избрания Петра Порошенко президентом, включая смену части судебного корпуса и региональных властей. «Это создает казус, при котором ДНР и ЛНР (на момент объявления о законопроекте Миронова – признанные Москвой республики. – «Ведомости») могут считаться наследниками украинского государства, которые воевали против террористов, захвативших Киев и территории бывшей Украины», – отмечает он.

Впрочем, публичные призывы были иные – к примеру, 26 сентября глава Крыма Сергей Аксенов предлагал ввести режим КТО на территории присоединенных к России регионов. Кремль это решение публично не поддержал, и тема на данный момент публично не обсуждается – лишь отдельные акты терроризма со стороны Киева.

О том, что Украина потеряла способность существовать как государство, спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил 26 апреля, после того как ФСБ предотвратила покушение на журналистов Владимира Соловьева, Маргариту Симоньян, Дмитрия Киселева, Евгения Попова и Ольгу Скабееву. «Вот к чему приводит поддержка неонацистской идеологии. Необходимо признать: Украина – террористическое государство. Зеленский должен понести ответственность», – написал он тогда в своем Telegram-канале. Зампред думской фракции справороссов Дмитрий Гусев тогда же заявил, что в случае признания Украины «террористической страной необходимо будет комиссии Госдумы по расследованию преступлений на Украине с привлечением прокуратуры и СК расследовать и выявить все преступления, [совершенные в Донбассе]».

Как отмечает член думского комитета по госстроительству и законодательству, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Дмитрий Вяткин, «сейчас по поводу инициативы сказать нечего», поскольку единороссы необходимого для принятия законопроекта не видели: «С нами ее никто не обсуждал». Это решение было бы полезно как «пиар-повод, но он очень короткий и сильно запоздавший», отмечает политолог Виталий Иванов: «Если бы это [признание Украины террористическим государством] было необходимо для чего-то, то [это] давно бы сделали».

На данном этапе рассмотрение законопроекта не актуально, полагает собеседник на Охотном Ряду. Представитель МИДа Мария Захарова тем не менее говорила журналистам 24 ноября, что «методы киевского режима, его отдельных представителей коллективно будут признаны экстремистскими, террористическими».

Правда, на сегодняшний день у России нет законодательно установленного механизма по признанию какого-либо государства террористическим, но Госдума может принять такой закон, считает партнер адвокатского бюро NSP и эксперт по международному праву Сергей Гландин. В нем должен быть установлен порядок, кто, по каким основаниям и критериям может определять страну в такой список, как этот статус может быть снят и т. д.

При этом, как отмечает Гландин, Россия не заявляла об официальном непризнании президентских выборов 25 мая 2014 г., на которых победил Порошенко. Основания для признания нелегитимным или террористическим правительства в Киеве могут быть в характере временного правительства Украины с февраля по май 2014 г., говорит Гландин. Но вряд ли какое-либо другое государство, кроме российского, признает такое решение.

В подготовке статьи участвовал Максим Иванов