Левоцентристская администрация Бразилии возвращается к региональной интеграции

Обсуждаются более тесные экономические связи с Аргентиной
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (на фото слева) и президент Аргентины Альберто Фернандес / Manuel Cortina / SOPA Images / LightRocket via Getty Images

Бразилия после победы на выборах левоцентристского президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы вернулась в Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC) и может выдвинуть инициативы в области латиноамериканской интеграции вплоть до создания единой валюты. Это стало ясно после саммита лидеров CELAC, прошедшего 24 января в столице Аргентины Буэнос-Айресе. В отличие от Организации американских государств (ОАГ) CELAC не включает США и Канаду, но ее членом является Куба, фактически изгнанная из ОАГ в 1962 г. При предыдущем, правом президенте Жаире Болсонару Бразилия в 2020 г. покинула организацию и присоединилась к Форуму прогресса Южной Америки (Prosur), основанному в марте 2019 г. в Чили правыми правительствами стран Латинской Америки.

«Бразилия возвращается на международную арену и будет работать над укреплением Mercosur (общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой. – «Ведомости»), – заявил Лула. – Сами по себе мы слабы».

Как сообщает бразильское издание Globo, Лула заявил, что бразильские бизнесмены заинтересованы в постройке трубопровода для транспортировки аргентинского природного газа, а бразильский Национальный банк экономического и социального развития снова будет финансировать девелоперские и инженерные проекты в соседних странах. Кроме того, Лула извинился перед аргентинским президентом Альберто Фернандесом за «грубость» Болсонару. По итогам переговоров аргентинские и бразильские официальные лица, по сообщению офиса президента Аргентины, подписали соглашения о взаимодействии в науке, технологии и инновациях, сотрудничестве в Антарктике, интеграции в области оборонной промышленности, финансов и экономики.

Как сообщала 23 января Financial Times, власти Аргентины и Бразилии намерены даже обсудить идею создания общей валюты. Власти Бразилии предлагают назвать единую валюту sur, она, по мнению двух стран, поможет расширить региональную торговлю и снизить зависимость от доллара США. На момент сдачи статьи о начале работы над этим проектом власти двух стран не объявляли. Но пока в Аргентине свирепствует гиперинфляция (за 2022 г. – 94,8% годовых против примерно 10% в Бразилии), говорить о создании общей валюты рано.

Основанная в феврале 2010 г. CELAC изначально задумывалась создателями, среди которых был президент Венесуэлы Уго Чавес, как альтернатива ОАГ, где доминировали США, поясняет профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец. CELAC не до конца оправдало замыслы создателей – пока создать развитую структуру организации еще не удалось, говорит эксперт.

CELAC все еще остается потенциальным проектом и на его полях лидеры латиноамериканских государств встречаются и обсуждают разнообразные вопросы. Кроме того, добавляет Хейфец, CELAC является зонтичной организацией для многих региональных проектов. В CELAC как площадке для переговоров весьма заинтересован Китай и несколько меньше – Россия. Решение Болсонару вывести страну из CELAC нанесло объединению серьезный удар и не было поддержано бразильским дипломатическим корпусом. То, что Лула возвращается в CELAC, – это логичное решение, ведь его страна намерена снова играть активную роль в регионе, подытоживает Хейфец.

CELAC само по себе никогда не было альтернативой ОАГ, не согласен замдиректора Института Латинской Америки РАН Дмитрий Розенталь: «Потому что последняя вполне могла принимать региональные решения, а CELAC имеет куда более затрудненный консенсусный процесс их принятия». Но CELAC выполняло функцию площадки для обмена мнений, а также платформы для консолидированного взаимодействия стран Латинской Америки с Китаем, говорит эксперт. Наконец, CELAC служило «звоночком» для США, учитывая, что они не входят в организацию, подчеркивает Розенталь.

В связи с кризисом левых режимов в регионе в 2010-х гг. CELAC переживало определенный упадок, знаком которого стал и выход Бразилии, напоминает эксперт. Теперь же с учетом новой волны левоцентристских режимов в Латинской Америке и возвращения Лулы, который был среди идеологов CELAC во время двух своих первых сроков, организация может пережить возрождение, допускает Розенталь. В отношениях Аргентины и Бразилии происходит определенное потепление, связанное с тем, что сейчас там у власти вновь одновременно находятся левоцентристы, согласен эксперт. Но не ясно, сколько эта ситуация будет продолжаться, поскольку политические перспективы Фернандеса неопределенны. Он может и проиграть выборы в октябре 2023 г., и если к власти вернутся правоцентристы, то опять придется пересматривать всю архитектуру межгосударственных отношений, напоминает Розенталь.

Но надежды на новый импульс интеграции в рамках CELAC и Mercosur есть. Создание общей валюты Бразилии и Аргентины остается открытым вопросом и является сложным проектом, но нахождение у власти в Бразилии и Аргентине идеологически близких сил позволяет рассчитывать на интенсификацию экономических связей, заключает Розенталь.