После танков в НАТО обсуждается вопрос о передаче Украине истребителей

Это потребует значительно больше времени и подготовки, чем поставка бронетехники
Германия выступает против передачи истребителей-бомбардировщиков Tornado Украине/ Reuters

Страны НАТО ведут внутренние обсуждения о возможности поставок истребителей Киеву, сообщило 26 января издание Politico со ссылкой на собственные источники среди чиновников и дипломатов. «Разговор более чем с шестью представителями западных военных ведомств и дипломатов подтверждает, что внутренние дебаты о возможности поставок Украине истребителей уже ведутся», – говорится в публикации Politico. Например, дипломат из северной европейской страны назвал вопрос передачи боевой авиации «следующим естественным шагом».

По словам участников переговоров, дебаты по авиакомпоненте могут оказаться еще более ожесточенными, чем споры о танках. На данный момент среди ярых сторонников идеи отправки истребителей на Украину упоминаются страны Балтии. В Вашингтоне же, по словам одного из источников Politico, сообщили представителям Киева, что отправка истребителей «на данный момент невозможна». При этом тот же европейский дипломат напомнил, что «красная черта» в вопросе поставок вооружений на Украину уже не раз отодвигалась: летом 2022 г. ею считалась поставка РСЗО HIMARS, которые затем были переданы Киеву, аналогично произошло и с танками.

Politico не уточняет деталей, о каких именно самолетах идет речь при обсуждениях. Известно, что власти Украины интересовались американскими истребителями четвертого поколения – тяжелыми F-15 и легкими F-16. Такие поставки будут сопряжены с логистическими проблемами и, вероятнее всего, потребуют строительства современных аэродромов на Украине и приезда туда западных инженеров для технического обслуживания, полагает издание.

Вопрос поставок истребителей Украине может стать одной из тем обсуждений на встрече министров обороны союзников Киева в феврале 2023 г. на американской базе Рамштайн в Германии. При этом в Politico уточняют, что, вероятнее всего, такие поставки могут быть включены в срочный план действий при «чрезвычайных ситуациях». В целом же европейские союзники Украины допускают, что военный конфликт продлится еще 3–5 лет или даже больше, а пределы поставок, не вызывающих резкой реакции России, могут быть уже скоро достигнуты. Но, как объяснил один высокопоставленный дипломат, еще в начале 2022 г. западные союзники договорились о «неписаной политике» не поставлять Украине весь пакет вооружений сразу, а делать это постепенно, одновременно отслеживая реакцию России. Он также назвал это «процессом привыкания Владимира Путина».

Газета Financial Times, в свою очередь, пишет, что американская военно-промышленная корпорация Lockheed Martin, производящая истребители F-16, готова восполнить парк боевой авиации третьим странам, которые окажут помощь Украине. Главный операционный директор Lockheed Martin Фрэнк Сент-Джон рассказал о планах компании наращивать производство F-16 современных модификаций на заводе в штате Южная Каролина, что поможет восполнить ресурсы союзникам Украины. При этом Lockheed Martin не принимает непосредственного участия в переговорах о возможной поставке Киеву военных самолетов.

Тема истребителей в контексте украинского конфликта звучит с весны 2022 г. Президент Украины Владимир Зеленский еще в марте попросил поставить его стране истребители F-15 и F-16. В том же месяце Польша предлагала передать Киеву МиГ-29 в обмен на компенсацию ей в виде F-16, но официально США не одобрили эту инициативу. 25 января 2023 г. польское издание Dziennik Gazeta Prawna со ссылкой на источники в правительстве сообщило, что Варшава весной тайно передала Украине «некоторое количество» МиГ-29 по частям под видом деталей.

В июле 2022 г. палата представителей конгресса США одобрила выделение $100 млн на обучение украинских пилотов управлению F-15 и F-16 «и другими воздушными платформами». Автором поправки выступил представитель республиканской партии Адам Кинзингер, который покинул палату в январе 2023 г. Сам он в комментарии Defense News предполагал поставки Украине американских самолетов уже после окончания боевых действий.

В октябре 2022 г. готовность поставить Киеву советские истребители МиГ-29 выразил министр иностранных дел Словакии Растислав Качер, а в январе 2023 г. глава МИД Нидерландов Вопке Хукстра допустил поставки F-16. 16 января замминистра иностранных дел Украины Андрей Мельник предложил ФРГ передать Украине 93 истребителя-бомбардировщика Tornado, которые планируют вывести из эксплуатации. Канцлер Германии Олаф Шольц, в свою очередь, объявляя 25 января о передаче Украине танков, исключил возможность поставок боевых самолетов, объяснив это желанием не допускать дальнейшую военную эскалацию.

Как поясняет редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев, обсуждаемый как наиболее вероятный кандидат на поставку американский истребитель F-16 – легкий боевой самолет уровня советских МиГ-29. Списанные в западных странах европейские истребители-бомбардировщики Tornado – аналог советских Су-24. Это машины разработки 1970-х гг., а те F-16, которые могут высвободить ВВС европейских стран, были произведены в 1980–1990-е гг. По его словам, Украине сейчас нужны любые ударные самолеты для совместных действий с наземными частями. Появление таких, пусть и относительно старых, западных машин позволит обеспечить наступательные операции, считает эксперт. По мнению Корнева, первые поставки американских F-16 могут начаться не ранее чем осенью или позже, так как это вопрос еще более чувствительный, чем танки. Но если до осени боевые действия между Россией и Украиной не завершатся, то такие самолеты будут поставлены, полагает эксперт.

Вероятно, США пытаются ускорить течение конфликта на Украине, в связи с чем и продолжают накачивать Киев техникой, предполагает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. Очевидно, что общая линия поддержки Украины сохранится и будет последовательно реализовываться, и каждый новый шаг в этом направлении будет только эскалировать конфликт. Ожидать от республиканской оппозиции активного сопротивления новым поставкам не стоит. Кроме того, на республиканцев оказывают давление оружейные концерны вроде того же Lockheed Martin. Максимум, на что будут готовы республиканцы, – это усилить контроль за поставками, но сокращать финансовую и уж тем более техническую помощь Киеву они не будут, резюмирует эксперт.

Поставки Украине боевой авиации западного производства, даже морально и физически устаревшей, сейчас кажутся в среднесрочной перспективе все еще крайне маловероятными, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН, военный эксперт Александр Ермаков. По его словам, новая для украинских ВВС техника требует затратного по времени и ресурсам создания инфраструктуры для ее эксплуатации. Поэтому, полагает Ермаков, пока относительно вероятным является поставка небольшого числа доступных самолетов советской постройки, например польских и других восточноевропейских МиГ-29.

По словам источника в российской авиапромышленности, даже требования к шасси боевых самолетов в России и на Западе разные из-за худшего качества взлетно-посадочных полос. Для эксплуатации F-16 нужно еще и специальное оборудование из-за наличия вспомогательной силовой установки, работающей на токсичном гептиле. Это лишь часть проблем, которые предстоит решить при переводе украинских ВВС на западную технику, говорит собеседник «Ведомостей».