Правительство объявит 16 февраля о заключенных контрактах по поставкам авиатехники

В январе Путин жестко раскритиковал вице-премьера Мантурова за отсутствие таких договоров
Денис Мантуров и Минпромторг все же смогли за месяц исполнить поручение президента/ Евгений Биятов / РИА Новости

Структуры «Ростеха» заключили контракты на поставку государственным лизинговым компаниям в общей сложности 149 самолетов и вертолетов на сумму 219 млрд руб. В четверг, 16 февраля, о заключении договоров должен объявить премьер Михаил Мишустин на заседании правительства, рассказали «Ведомостям» три источника, знакомых с паспортами инвестиционных проектов по этой технике.

15 февраля 2023 г. вышел срок исполнения поручения президента РФ Владимира Путина, который в жесткой форме потребовал от вице-премьера – министра промышленности и торговли Дениса Мантурова обеспечить заключение контрактов на поставку авиатехники в 2023 г. Президент упрекал Мантурова на совещании 11 января в том, что у авиазаводов нет контрактов на производство авиатехники на этот год, и потребовал за месяц закончить эту работу («Ведомости» подробно рассказывали о критике Путина 12 января).

26 января на портале президента kremlin.ru было опубликовано поручение, где указано, что до 15 февраля 2023 г. правительство должно утвердить паспорта инвестпроектов, которые «предусматривают обновление парка гражданских воздушных судов» (ВС). Проекты получат софинансирование за счет средств фонда национального благосостояния. Эти деньги будут предоставлены по ставке не выше 1,5% годовых, отмечается в тексте поручения.

«Договоры заключены, заказчик на самолеты есть, деньги есть. Сотни контрактов подписаны в рамках межзаводской кооперации, для того чтобы построить эти самолеты», – сказал один из источников «Ведомостей».

Другой источник «Ведомостей» в компании, которая участвует в реализации этих инвестпроектов, уточняет, что пока твердый контракт заключен на поставку Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК; входит в «Ростех») 63 самолетов другой дочерней структуре «Ростеха» – лизинговой компании «Авиакапитал-сервис». Это 34 SSJ-New, 18 МС-21 и 11 Ту-214. Их общая стоимость оценивалась в 175,4 млрд руб. «В свою очередь «Авиакапитал-сервис» должен будет передать эти самолеты «Аэрофлоту», но твердого контракта с перевозчиком еще нет», – пояснил источник.

Еще один твердый контракт общей стоимостью 44,5 млрд руб. на поставку 86 вертолетов Ми-8 холдингом «Вертолеты России» (также входит в «Ростех») был заключен с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК). Об этом «Ростех» и ГТЛК сообщили 15 февраля.

При этом твердого контракта ОАК с ГТЛК на поставку 8 SSJ-New, 10 легких самолетов «Байкал», а также 21 вертолета для дальневосточной авиакомпании «Аврора» еще нет, говорит источник «Ведомостей». Первыми о согласовании этого инвестпроекта правительством писали «Известия» в начале февраля 2023 г. Его общая стоимость оценивалась в районе 55 млрд руб.

В пресс-службах правительства, Минпромторга, «Ростеха», «Авроры», «Аэрофлота» и ГТЛК не ответили на вопросы «Ведомостей».

Лизинговые компании, подписывая контракт, анонсируют производство, поясняет директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Поэтому под контракт покупателя можно запускать в работу аванс, а также привлекать кредит на закупку материалов, потому что контракт – это твердое обязательство. Все необходимое с точки зрения финансирования производства самолетов уже есть», – отметил эксперт.

Со стороны авиакомпаний проволочек по данному вопросу быть не должно, считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В условиях ограничений на приобретение иностранной авиатехники российские авиакомпании очень заинтересованы в ВС отечественного производства, полагает он.

После начала СВО России на Украине ЕC, Великобритания и США ввели санкции против российской авиаотрасли, включая полный запрет на поставки авиатехники и комплектующих. Под него подпали и самолеты Boeing и Airbus, составляющие основу авиапарка России. Было запрещено страхование и техобслуживание ВС, а иностранные лизинговые компании начали отзывать уже поставленные ВС.

В качестве ответа на сложившуюся ситуацию правительство РФ в июне 2022 г. утвердило новую программу развития авиаотрасли. Она предусматривает поставку 1036 ВС для нужд гражданской авиации до 2030 г. Из них 142 SSJ-New (импортозамещенная версия SSJ) и 270 самолетов МС-21-310.

В подготовке статьи участвовал Дмитрий Гринкевич