Политтехнологи на новых территориях сделают ставку на билборды и Telegram

В чрезвычайных условиях не будут работать многие традиционные приемы ведения кампании
По опыту референдумов о присоединении к России, которые проходили на новых территориях с 23 по 27 сентября 2022 г., успешной формой агитации было признано использование билбордов / Егор Алеев / ТАСС

Политтехнологи начинают подготовку к избирательной кампании на выборах в парламенты Донецкой и Луганской народных республик, а также в заксобрания Запорожской и Херсонской областей, присоединенных к России по результатам референдумов 30 сентября 2022 г. Сейчас агитационных материалов на новых территориях практически нет и партийная символика присутствует в основном на пунктах выдачи гуманитарной помощи местным жителям и в офисах недавно открывшихся региональных отделений, говорит представитель одной из непарламентских партий, которая планирует принять участие в предстоящих выборах.

По опыту референдумов о присоединении к России, которые проходили на новых территориях с 23 по 27 сентября 2022 г., успешной формой агитации было признано использование билбордов, рассказывает политтехнолог, участвовавший в кампании и планирующий работать на предстоящих выборах. Несмотря на появлявшиеся в Telegram-каналах в прошлом году сообщения об обстрелах объектов наружной рекламы на новых территориях, билборды планируется использовать по максимуму. «По баннерам же целевым образом не стреляют. Все не расстреляешь», – отмечает собеседник.

Вторым основным направлением агитационной работы станет интернет-реклама, прежде всего использование Telegram-каналов. Проблем с интернет-связью на новых территориях сейчас нет, утверждает представитель непарламентской партии, готовящейся к выборам в заксобраниях. Telegram также планируется задействовать максимально активно. При этом на ряде территорий есть проблемы с телевещанием, рассказывает знакомый с ситуацией политтехнолог. Систему трансляции телевизионного сигнала еще только донастраивают. «Печатные СМИ опять же надо заново воссоздавать. Возможно, в течение года это все и будет доделано. Но по состоянию на сейчас два основных инструмента в агитации на новых территориях – это билборды и Telegram», – уточняет он.

Несмотря на ведение боевых действий и близость к линии соприкосновения, в ходе подготовки к референдумам в прошлом году активно использовался такой вид агитации, как поквартирный обход (ОДД). Местные жители открывали двери агитаторам и проблем с этим не возникало, говорит другой работавший на референдумах политтехнолог. Задействовать ОДД политтехнологи рассчитывают и в предстоящей предвыборной кампании. «Конечно, надо проводить встречи. Прямой контакт очень важен, и мы будем это делать», – говорит собеседник в одной из парламентских партий. По его словам, задействовать соцсети и традиционные формы агитации – раздачу листовок и издание партийных газет – также планируется.

Выборы по партспискам

Проведение выборов на новых территориях только по спискам поддерживают все партии. К примеру, пресс-секретарь ЛДПР Александр Дюпин сообщил «Ведомостям», что партийцы «всегда и везде» выступают за выборы по пропорциональной системе. Первый зампред фракции «Справедливой России» в Госдуме Дмитрий Гусев сказал «Ведомостям», что большое количество кандидатов-одномандатников на выборах несет в себе риски «разобщения» избирателей. «Партийная же агитация не будет работать на разобщение», – уверен он. Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев тоже сказал «Ведомостям», что партия за списки. «У каждой партии свое видение будущего, свои предложения для новых регионов. В их парламентах должны быть представлены интересы всех новых граждан России. Именно поэтому их мнение по выбору системы голосования в итоге должно быть решающим», – считает он.

Предпочтительнее всего на новых территориях вести агитацию в виде прямой работы с населением: встреч и «проявления эмпатии с учетом всех сложностей жизни», а также работы в соцсетях, считает политолог Ростислав Туровский. По его словам, партиям необходимо опираться на местных лидеров общественного мнения, а в соцсетях в условиях «огромного количества пабликов» важно отбирать те каналы, «которым реально доверяют». «Правильный отбор ЛОМов, их задействование в агитации будут ключом успеха для всех заинтересованных партий. Это может быть даже важнее идеологии, поскольку идеологическая канва у партий не будет отличаться», – отмечает эксперт.

С тем, что подход у участников выборов не будет идеологическим, согласен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. По его мнению, разрыв между властью и оппозицией на новых территориях значительно меньше, чем в других регионах РФ, и поэтому «любого кандидата там будут воспринимать как человека от власти». «Агитация на выборах в ДНР и ЛНР в предыдущие годы носила весьма сдержанный характер, кандидатам надо было просто презентовать самих себя – что они являются патриотами республик, выступают за максимальное сближение с Россией, показать свои заслуги и участие в каких-то акциях. Какого-то большого креатива там не было, скорее всего, так же будет и сейчас», – считает Макаркин. Классические агитационные форматы – массовые митинги и многотысячные концерты неактуальны для новых территорий, уточнил он.