Россия и Китай готовят новое соглашение о безвизовых поездках туристических групп

«Ведомости» оценили перспективы восстановления турпотока в ближайшем будущем
Петр Ковалев / ТАСС

Китай открылся миру в 2023 г. после окончания периода «нулевой терпимости» к COVID-19, а своим гражданам снова позволил путешествовать за рубеж. В январе власти КНР отменили карантинные меры для въезжающих в страну, а 6 февраля были разрешены групповые туры китайским туристам в Россию. C 15 марта был запущен процесс выдачи туристических виз в КНР, а генеральное консульство Китая в Санкт-Петербурге сообщило 4 апреля о грядущем открытии визовых центров.

Вскоре будет сделан новый шаг навстречу друг другу. Россия и КНР готовят новое соглашение о безвизовых поездках туристических групп, заявил «РИА Новости» 14 апреля директор консульского департамента МИД России Алексей Климов, документ предусматривает сокращение минимального состава туристических групп с пяти до трех человек, увеличение срока их безвизового пребывания с 15 до 21 дня и внедрение электронного документооборота.

Вернуть как было

Подавляющее большинство приезжавших в Россию из КНР туристов использовали безвизовый канал для групп от пяти человек, который действовал по межправительственному договору от 2000 г. (был приостановлен в феврале 2020 г. из-за распространения COVID-19). 20 февраля РБК со ссылкой на ответы МИДа и Минэкономразвития России сообщил, что Россия и Китай возобновили действие соглашения от 2000 г. о безвизовых туристических поездках для групп.

При этом на практике безвизовый коридор так и не заработал до сих пор. Растиражированная новость от 24 февраля 2023 г. о том, что в Москву прибыла первая после начала пандемии группа туристов из Китая, по словам источников «Ведомостей», имела прежде всего PR-эффект, а сами туристы приехали, оформив визы.

Впрочем, в Минэкономразвития, которое после упразднения в октябре 2022 г. Ростуризма напрямую занимается туристической отраслью, не теряют оптимизма. После снятия ограничений, связанных с пандемией, основная цель, которую ставят в Минэке, – достижение допандемийных объемов въезда граждан Китая, сообщил «Ведомостям» представитель министерства.

Еще в июле 2022 г. российская сторона передала нотой МИД России в министерство культуры и туризма КНР список туристических организаций, сформированный на 2022–2023 гг. В настоящее время идет формирование списка российских туристических организаций на 2023–2024 гг. Также Минэкономразвития ожидает актуализированный список китайских туристических организаций.

После упразднения Ростуризма и общественного совета при нем появился идентичный орган при Общественной палате – Координационный совет по развитию туризма, говорит заместитель секретаря палаты Владислав Гриб. В его составе создается группа, которая должна контролировать ситуацию по развитию туризма с Китаем. Гриб согласен, что сейчас одна из главных целей – развитие именно безвизового обмена.

«Здесь задействовано несколько ведомств – погранслужба, МИД, Минэкономразвития, Минтранс, Росавиация и т. д., – и у каждого своя аргументация и позиция, – рассуждает Гриб. – Нужно просто найти баланс между ними. Я уверен, что в конце концов мы эту проблему решим». Очевидно, говорит он, что турбизнес сейчас будет сосредоточен в основном на Китае – так было еще до пандемии, но тогда в Россию приезжало еще много европейцев. «А теперь с учетом геополитической ситуации китайцы для нас не просто значимая сила, а, по сути, основная. Без китайских туристов наш бизнес, мягко выражаясь, может сильно пострадать», – добавляет Гриб.

Число приезжающих в Россию китайцев резко увеличилось в последние 5–6 лет до начала пандемии коронавируса. Если еще в 2014 г. с целью туризма в Россию въехало около 410 000 граждан КНР, то в 2018 г. – 1,25 млн. В 2019 г., по данным пограничной службы ФСБ, Россию посетило более 2 млн граждан КНР, из них 1,5 млн приехали в страну с туристическими целями (по безвизовому каналу – 1,2 млн).

По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, логично бы было предположить, что к концу апреля могут быть предприняты какие-то шаги, чтобы у бизнеса не пропал грядущий сезон, но пока оснований для столь оптимистичного прогноза эксперт не видит.

Безвизовое соглашение можно было бы компенсировать электронными визами и это сильно облегчило бы ситуацию, но вопрос тоже тормозится из-за сложного межведомственного взаимодействия между силовыми структурами и МИДом, говорит доцент кафедры теории общественного развития стран Азии и Африки восточного факультета СПбГУ Полина Рысакова.

Как удовлетворить спрос

Опрошенные «Ведомостями» эксперты из АТОР и Российского союза туриндустрии отмечают потенциальный высокий спрос на путешествия по России со стороны китайцев, но отказываются от конкретных прогнозов. По словам вице-президента Российского союза туриндустрии Дмитрия Горина, пока на практике не будет восстановлен безвизовый режим для туристических групп, никаких дальнейших планов и прогнозов насчет восстановительного роста турпотока в обе стороны строить просто невозможно. Количество обращений граждан КНР за российскими визами в январе – феврале 2023 г. (после снятия ковидных ограничений) в 7 раз превысило показатели за аналогичный период 2022 г., говорил ТАСС генеральный консул России в Шэньяне Сергей Черненко.

6 февраля директор международного института Китайской академии туризма Ян Цзинсун рассказал «РИА Новости», что наиболее популярные регионы у китайских туристов в России – Санкт-Петербург, Москва и Сочи, который путешественники рассматривают и как место для активного зимнего отдыха. Традиционным маршрутом для поездок остается и российский Дальний Восток. По словам Ломидзе, вероятнее всего, китайцы устремятся в Москву, Санкт-Петербург, Казань, на озеро Байкал и в Приморский край. Пока сложно говорить, как могут измениться их предпочтения после пандемии, но, вероятно, они могут открыть для себя и другие регионы России, добавляет эксперт. По словам Рысаковой, в список популярных мест у китайцев входил и Мурманск, куда ехали прежде всего в надежде застать северное сияние.

Кроме того, в 2013 г. в России была запущена программа «Красный маршрут», нацеленная на привлечение китайских туристов в места революционной и героической славы в четырех городах – Ульяновске, Казани, Москве и Санкт-Петербурге (аналогичные программы идеологической направленности есть во внутреннем туризме КНР). По мнению Рысаковой, программа не стала успешной из-за отсутствия должного спроса у китайцев при путешествиях за рубежом, о чем говорили даже официальные лица КНР, – а важные для них места в российских городах входили в программу туров и без того. По официальным данным властей Ульяновской области, с 2014 по 2017 г. в рамках «Красного маршрута» родину Владимира Ленина посетило всего 7000 китайцев.

Впрочем, ряд факторов делает менее вероятным слишком стремительный восстановительный рост объемов посещений России китайскими туристами. Помимо сложности получения российской визы, говорит Рысакова, жителей Китая от поездок за рубеж сейчас удерживают и политические, и эпидемиологические соображения. Развеивать различные опасения насчет путешествий за рубеж не стремится и руководство КНР, которое ставит в приоритет внутренний и въездной туризм.

Как отмечает председатель Всероссийского объединения туристов Дмитрий Давыденко, в прежних условиях китайцы много ездили транзитом через Москву, которая была для них только точкой входа в Европу либо выхода из нее. Сейчас такой возможности у них больше не будет.

Для восстановления туристических поездок помимо решения визового вопроса необходимы и доступные авиаперелеты, говорит Горин. Сейчас их количество никак не может сравниться с прежним – и все они довольно дорогие. В мае 2022 г. Китай закрыл небо для всех российских самолетов с двойной регистрацией.

Кроме того, актуален и вопрос платежных инструментов, так как выданные за границей карты западных систем Visa и Mastercard больше не работают в России, а российские карты «Мир» – в Китае, периодически возникают трудности и с картами китайской системы UnionPay. Более того, в современном Китае уже далеко не везде принимают даже работающие карты, отдавая предпочтение китайским электронным кошелькам вроде WeChat Pay, что лишь добавляет проблем туристам, писала гонконгская RTHK. «Ведомости» направили запрос 15 крупнейшим российским банкам.

16 000 руб.

тратил в 2019 г. в среднем один китайский турист сверх услуг, входивших в стоимость тура

Китайским туристам может очень помочь карта туриста на базе платежной системы «Мир», которую сейчас разрабатывает правительство России для всех зарубежных туристов, считает Горин. По задумке нерезидент сможет оформить ее удаленно еще до приезда в Россию, затем быстро ее активировать, перевести туда средства и расплачиваться здесь, а уезжая, легально вернуть остаток себе на счет. Как объясняли в Минэкономразвития, для реализации проекта Госдума в весеннюю сессию 2023 г. должна будет принять отдельный закон.

В гостях – как дома

Открытым остается вопрос, насколько постпандемийный сервис для китайских туристов в России будет похож на опыт прежних лет. Российский бизнес стремился подстроиться под их потребности, и с 2014 г. заработала программа China Friendly. В ней участвовали гостиницы, рестораны, музеи, ТРЦ, компании по оказанию экскурсионных услуг. В туристических объектах появилась навигация на китайском языке, персонал начали обучать тонкостям общения, а туристам – предоставлять привычные бытовые условия. К примеру, участники программы устанавливали в номерах с гражданами КНР дополнительные чайники, а в ресторанной зоне – специальный бойлер с горячей водой, которая, по поверью китайцев, помогает почти от всех проблем со здоровьем. В марте 2023 г. президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин говорил ТАСС, что отельеры намерены продолжить участвовать в этой программе и после пандемии.

По словам Рысаковой, на практике необходимая для приема китайцев инфраструктура в крупных городах де-факто создавалась и без China Friendly, а китайские туристы в большинстве своем не были в курсе такой системы сертификаций, так как даже ее сайт не был переведен на китайский язык, что очень важно для эффективности подобных программ. В этом плане она проигрывала другой программе, нацеленной на комфорт китайских туристов за рубежом, – Welcome Chinese, которую курируют уже туристические власти КНР. Как следствие, через нее информация о ресторанах и отелях с комфортным сервисом в России доходила до куда большего числа китайцев. Первым соответствующую сертификацию в России получил аэропорт «Пулково» в Санкт-Петербурге – в 2016 г.

Но у китайского туризма в России была и серая зона, которая возникла в результате действий китайских туркомпаний. По данным «Коммерсанта», большинство китайцев во время путешествий по России пользовались услугами китайского сервиса – их сопровождали китайские гиды, они селились в китайских гостиницах, покупали сувениры в лавках, принадлежащих китайцам, и т. д. При этом сами гости оказывались по деньгам в проигрыше – в специальных магазинах им зачастую продавали товары существенно дороже реальной стоимости, а иногда и несоответствующего качества (речь прежде всего о ювелирных изделиях). Китайские гиды, в свою очередь, могли рассказывать сюжеты из альтернативной российской истории.

Китайцы обычно покупали в КНР крайне дешевый тур, но в ходе поездки по России с них такими мошенническими способами снимали большие деньги, так что в итоге их выгода терялась, говорит директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. При этом и услуги часто предоставлялись некачественные. Например, вместо полноценного гида могли предоставлять обучающихся в России китайских студентов со слабым знанием русского языка, прочие услуги также могли не соответствовать заявленным. «Ну и с российской стороны бюджет, конечно, терял какие-то доходы из-за оплаты с помощью мессенджера WeChat, что оставалось вне поля зрения налоговиков», – отмечает Кашин. Для решения этой проблемы нужен комплекс мер контроля со стороны надзорных органов и тщательно прописанные прозрачные правила, в том числе направленные на защиту интересов китайских туристов от организаторов подобных туров, считает он.

Но даже несмотря на это, в августе 2019 г. ЦБ впервые назвал китайских туристов лидерами по совокупным расходам в России. Китайцам из-за разницы в курсе валют было выгодно покупать в России полюбившиеся многим из них брендовые вещи – и, по данным компании Deloitte, у московского ЦУМа доля покупателей из Китая доходила до 7% от общего числа клиентов, а у петербургского Дома ленинградской торговли – до 17%. При этом, по данным U-Tour (одна из крупнейших китайских туристических компаний, отправлявших туристов в Россию), в 2019 г. в среднем один китайский турист тратил в России 16 000 руб. сверх услуг, входивших в стоимость тура.

По мнению Рысаковой, дальнейшая перестройка модели приема в России китайских гостей будет полезна ее экономике. «России, безусловно, есть смысл привлекать путешествующих китайцев с экономической точки зрения. Но нужно стремиться к тому, чтобы китайских туристов к нам приезжало пусть меньше, но зато с более качественной и более прозрачной экономической отдачей. Для этого нужно акцент делать не на количестве, а на «качестве» туристов. Для этой модели желательное число индивидуальных туристов – два-четыре человека, нужно давать принципиальную установку на дорогостоящие отели (4–5 звезд), европейские рестораны, а не китайские, открытые китайскими же компаниями», – считает она.

Впрочем, определенные подвижки с 2019 г. в этой сфере наметились. С 1 июля 2022 г. работать экскурсоводами и гидами-переводчиками могут только аттестованные граждане России. По словам Гриба, проблема замкнутости китайского сервиса на территории России несколько преувеличена. «Ведь если китайцы и идут в открытый китайским предпринимателем ресторан в России, то тот все равно платит налоги, аренду и дает рабочие места», – считает он.