Власти откажутся от создания информационной системы контроля гособоронзаказа

Правительство одобрило поправки ко второму чтению соответствующего законопроекта
Информационно-аналитическая система гособоронзаказа не потребуется, решили в Белом доме/ Донат Сорокин / ТАСС

Правительственная комиссия по законодательной деятельности одобрила отказ от создания информационно-аналитической системы гособоронзаказа (ИАС ГОЗ). Речь идет о системе сбора и сравнения данных о ценах на однородные товарные позиции при закупках по ГОЗу. Создание системы было предусмотрено правительственным законопроектом, который Госдума одобрила в первом чтении еще 22 октября 2020 г. Нынешние поправки ко второму чтению разработала ФАС (документ есть у «Ведомостей»). Согласно заключению Минюста, коррупциогенные факторы в проекте не выявлены. Поправки нацелены на замену ИАС ГОЗ федеральным каталогом продукции для федеральных нужд, объектом которого будут исключительно товары, поставляемые по ГОЗу.

На создание системы в 2019–2020 гг. выделено 1,59 млрд руб., писали «Ведомости». Систему создавала ФАС, подрядчиком была «РТ – проектные технологии», входящая в структуру «Ростеха». Поставщики, желающие участвовать в поставках по ГОЗу, должны были размещать информацию в этой системе и отвечать за ее полноту и достоверность. При этом должна размещаться информация как о ценах на вооружение, военную и специальную технику и операции с ней, включая ремонт, так и на обычную продукцию, подпадающую под закон о госзакупках. В последнем случае речь идет о горюче-смазочных материалах, продовольствии, предметах вещевого довольствия, мебели, бытовой технике и т. д.

В проекте указывается, что поправки разработаны по поручению вице-премьера Дениса Мантурова согласно поручению президента от 25 октября 2022 г. Принятие этого решения, говорится в справке к законопроекту, связано с тем, что Минобороны приступило к созданию ведомственной цифровой платформы в целях формирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗу, которая дублирует созданный ФАС России первоначальный функционал ИАС, предполагавший сравнение цен ГОЗа с ценами на товары гражданского назначения. «В текущих условиях большинство организаций исключили из открытого доступа сведения о ценах на поставляемую продукцию. С учетом необходимости обработки информации ограниченного распространения, а также в связи с появившейся вероятностью внешнего воздействия на инфраструктуру ИАС техническая реализация решения о создании ИАС в настоящее время представляется нецелесообразной», – уточняется в проектной справке.

Целью законопроекта стало разграничение товаров и услуг, направленных на гражданский оборот, и товаров и услуг для военных целей, пояснила «Ведомостям» член Ассоциации юристов России (АЮР) Мария Спиридонова. «Это также обусловлено разницей стоимости товаров и услуг гражданского и военного назначения», – уточнила юрист. Спиридонова отдельно отметила, что сам законопроект не создает рисков для возникновения коррупционных схем. «Учитывая, что такая база предполагается открытой, т. е. доступной к просмотру, факт коррупции в данном случае минимизирован», – заключила она.

Система сравнения цен с гражданскими аналогами – один из многих способов, который с конца 2000-х гг. государство пробует для сдерживания цен на продукцию оборонной промышленности, говорит менеджер предприятия ОПК. Но серьезного эффекта от этой меры не было, а после начала специальной военной операции на Украине и резкого роста ГОЗа важность скорости принятия решений при закупках военной техники возросла, чем и вызвана замена этой ИАС каталогом, которым будет заниматься Минобороны, сказал он.

К отказу от ИАС ГОЗ привела ситуация с тендерами, которые в сфере ВПК не всегда оправданны, но его обязаны проводить, что особенно болезненно в условиях продолжающихся боевых действий на Украине и просьб войсковых подразделений о скорейшей поставке или доработке новых образцов оружия и военной техники, объясняет военный эксперт Юрий Кнутов. При этом, по его мнению, контроль за ценами в ГОЗе не совсем корректен – в отрасли в 80% случаев дешевое не означает лучшее. При этом если контроль за ценообразованием будет вести только Минобороны и исключить из него ФАС, это может обернуться значительной коррупцией, рассуждает эксперт. Он уверен, что здесь необходим внешний контроль как минимум нескольких силовых ведомств, в частности ФСБ, Следственного комитета и/или других, которые смогут проверять друг друга на предмет возможных злоупотреблений. Кнутов считает необходимым все же оставить и контроль ФАС за ГОЗом, при условии что для этого в антимонопольном ведомстве будет создан специальный отдел с соответствующим допуском к секретности и полномочиями, а сама процедура ГОЗа будет упрощена в соответствии с потребностями военной спецоперации.

Особенностью ГОЗа является государственное регулирование цен на продукцию, сопоставление цен – это только метод, с помощью которого государство определяет стоимость товаров, закупаемых по ГОЗу, ориентируясь на рыночную стоимость, отметила в беседе с «Ведомостями» управляющий партнер Key Consulting Group Анастасия Зыкова. Юрист утверждает также, что метод сравнимой цены не является единственным, определение и виды цен урегулированы соответствующими нормативно-правовыми актами.

«Ведомости» направили запросы в «Ростех» и концерн «Калашников».

В подготовке статьи участвовала Ярослава Костенко