Китай пытаются переманить на сторону Палестины

Министры иностранных дел арабских государств начали с Пекина обсуждение урегулирования ситуации в Газе
PEDRO PARDO / AFP

Делегация руководителей МИД стран Организации исламского сотрудничества (ОИС) и Лиги арабских государств 20 ноября прибыла в Пекин для обсуждения с китайскими властями палестино-израильского конфликта. Это первый пункт ее назначения в ходе турне по мировым столицам после проведения совместного саммита 11 ноября. Как анонсировал МИД России, уже 21 ноября арабско-исламская делегация прибудет в Москву для переговоров с главой ведомства Сергеем Лавровым.

Как передает МИД КНР, на встрече с китайским министром иностранных дел Ван И министры иностранных дел арабских и исламских государств обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, защиту гражданского населения и «нахождение справедливого решения» для разрешения конфликта в Газе. Китай снова предложил решать «проблему Палестины на основе принципа «два государства для двух народов». «Мы всегда твердо защищали законные права и интересы арабских и исламских стран, и мы всегда твердо поддерживали справедливое дело палестинского народа по восстановлению его законных национальных прав и интересов», – сказал Ван И на встрече.

Известно, что в состав делегации вошли министры иностранных дел Палестины, Иордании, Саудовской Аравии, Египта, Индонезии, а также генеральный секретарь ОИС Хусейн Ибрахим Таха. Спецпосланник КНР по Ближнему Востоку Чжай Цзюнь накануне говорил, что Китай и арабские страны «разделяют схожие позиции по палестинскому вопросу». Министр иностранных дел Египта Самех Шукри накануне говорил, что арабские и исламские страны надеются, что такие «великие державы», как Китай, приложат больше усилий для борьбы с кризисом в Палестине. Сейчас, по его словам, некоторые «крупные страны обеспечивают прикрытие нынешним израильским атакам».

Помимо этого, 20 ноября председатель КНР Си Цзиньпин по телефону обсудил ситуацию на Ближнем Востоке с президентом Франции Эмманюэлем Макроном, передает агентство «Синьхуа». Они сошлись как в необходимости не допустить дальнейшего ухудшения ситуации в зоне конфликта, так и в предпочтительном разрешении конфликта на основе принципа «два государства для двух народов». 21 ноября эту же тему будут обсуждать и на внеочередном виртуальном саммите БРИКС, с участием глав шести государств, которые получили приглашения вступить в группу, – Саудовской Аравии, Ирана, Египта, Эфиопии, Аргентины и ОАЭ.

Ранее, 11 ноября, страны ЛАГ и ОИС провели первый объединенный саммит из-за ситуации в секторе Газа. В итоговой резолюции они обвинили Израиль в совершении военных преступлений. При этом и Ван И заявлял в октябре, что ответные действия Израиля против «Хамас» «вышли за рамки самообороны», призвав тогда Тель-Авив прекратить «коллективное наказание» жителей сектора Газа. При всей жесткой риторике сторонам не удалось договориться о принятии санкционных мер в отношении Тель-Авива.

То, что Китаю предлагают выполнить посреднические функции в палестинском конфликте, неудивительно, считает старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ Андрей Зелтынь. У Пекина уже есть небольшой опыт в урегулировании отношений Ирана и Саудовской Аравии в марте 2023 г., так что желание обратиться к китайцам при недовольстве политикой США у стран региона присутствует. Стоит учитывать, что на деле у КНР не так много рычагов, чтобы повлиять на палестинскую ситуацию. По словам эксперта, эскалация зашла слишком далеко и решившийся на серьезные военные меры Израиль вряд ли согласится отступить. Повлиять на Тель-Авив Пекину будет сложно, так как основные рычаги этого влияния находятся в руках США, резюмирует эксперт.

Несмотря на исторически пропалестинскую позицию и отсутствие существенной еврейской диаспоры в КНР, Пекин не кренится сугубо в сторону поддержки Газы, отмечает руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Александр Ломанов. С Израилем КНР связывает экономика, поэтому говорить о Китае как о решительном стороннике Палестины было бы существенным преувеличением – Пекин, скорее, уделяет внимание интересам обеих сторон.

Китай, продолжает Ломанов, очевидно, хочет заполучить лавры миротворца в конфликте, который считает лишним – в интересах КНР поддерживать контакты и с Израилем, и с арабо-исламским миром. Ситуация при этом слишком сложна и запутана, чтобы решать ее без другого ключевого игрока, США. Поэтому, добавляет эксперт, желания и сил сделать что-то вопреки Вашингтону, «переиграть» его, у Китая нет. Ссориться с США из-за ближневосточных дел в Пекине не хотят, так как американо-китайским отношениям есть что терять, а без США любые попытки посредничества обречены на провал, резюмирует Ломанов.