Владимир Путин встретился в Москве с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном

В повестке – безопасность, Афганистан, миграция, энергетика, торговля и русский язык
Максим Стулов / Ведомости

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон 21 ноября прибыл в Россию с двухдневным официальным визитом, в первый день он провел переговоры с российским лидером Владимиром Путиным. В аэропорту Рахмона встретил российский вице-премьер Марат Хуснуллин. Согласно сообщению пресс-службы Кремля, в повестке переговоров – перспективы сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной сферах, ключевые аспекты российско-таджикистанского стратегического партнерства.

Кроме того, как незадолго до прибытия Рахмона в Москву заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, Путин наградит таджикистанского лидера российским орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Ожидается, что по итогам двухдневного визита будет подписан ряд важных двусторонних документов, который Песков анонсировал как «внушительный».

Вечером 21 ноября Россия и Таджикистан подписали восемь документов о расширении сотрудничества, в том числе в промышленности, науке, инспекции труда, подготовке кадров, и ряд договоренностей в транспортной сфере, а также соглашение о взаимном признании институтов уполномоченного таможенного оператора, что упростит и ускорит движение товаров между странами.

Рахмон и Путин на открытой части встречи согласились, что торгово-экономические отношения двух стран находятся на подъеме. Российский лидер заметил существенный рост импорта в Россию из Таджикистана, прежде всего сельхозпродукции. «Рост составил 67%, это очень хороший показатель», – добавил Путин. Он отметил, что Россия также традиционно сохраняет 1-е место в торговле республики (22,9% в товарообороте страны).

Напомнил Путин на встрече с Рахмоном и о значительных преференциях для таджикистанских трудовых мигрантов, которых, по данным российских властей, в 2023 г. в России находилось около 1,2 млн (чуть меньше – работников из Киргизии, около 1 млн). «Для таджикистанцев законодательно предусмотрен расширенный срок пребывания на российской территории без постановки на учет (15 дней), а также возможность оформления патента сроком до трех лет», – сказал президент России.

Он отметил также высокий уровень гуманитарного сотрудничества, напомнив об открытии сразу пяти новых русских школ в республике в сентябре 2023 г. «В этом году и в последующие годы правительство России выделяет по 200 млн руб. на учебники для этих школ», – подчеркнул российский лидер. При этом старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Станислав Притчин считает, что пока рано оценивать практику работы русскоязычных школ в Таджикистане, так как нынешнего числа учебных заведений недостаточно для повышения уровня владения языком у потенциальных трудовых мигрантов, а возможность учиться там получают в основном дети из семей с высоким достатком, которым не нужно ехать на заработки.

Но между Москвой и Душанбе есть разночтения в оценке ключевой региональной проблемы безопасности – афганской. Большинство местных игроков стараются выстроить неофициальные отношения с контролирующим страну движением «Талибан» (признано в России террористическим и запрещено). В сентябре 2023 г. Таджикистан, имеющий самую протяженную из постсоветских государств границу с Афганистаном, отказался подписывать казанскую декларацию пятой встречи московского формата (Россия, Индия, Иран, КНР, страны Центральной Азии).

Как позже объяснил спецпредставитель президента России по Афганистану Замир Кабулов, Душанбе не устроили два пункта совместной декларации: положительные оценки усилий талибов по борьбе с ИГ (запрещенная в России террористическая группировка) и борьбы фактических властей Афганистана с наркоиндустрией.

При этом 16 ноября начальник Объединенного генштаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров заявил, что, хотя талибы пока не полностью контролируют ситуацию в стране, «выплескивающейся проблемы по военной безопасности, которая бы исходила с территории Афганистана, нет». Спадает и острота проблемы афганского наркотрафика. В отчете управления ООН по наркотикам и преступности от 5 ноября говорится о падении объемов выращивания опийного мака в Афганистане на 95% после запрета, введенного талибами в апреле 2022 г.

По мнению старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Мохаммада Омара Нессара, в российско-таджикистанском партнерстве Таджикистан отдает приоритет решению вопросов собственной безопасности, поэтому Душанбе менее, чем остальные региональные державы, склонен активизировать диалог с нынешними афганскими властями. Но таджикистанские власти все же сохраняют с талибами неформальные контакты для обеспечения стабильности в регионе и продолжают поставлять Кабулу электроэнергию. Нессар полагает, что ждать резкого изменения в пользу налаживания отношений между Душанбе и Кабулом не стоит. По мнению востоковеда, ситуация в Афганистане остается напряженной, хотя и стабилизируется.

Рахмона в Москве сопровождает высокопоставленная делегация, в ее составе руководитель МИД Таджикистана Сироджиддин Мухриддин, министры обороны и внутренних дел Шерали Мирзо и Рамазон Хамро Рахимзода, а также энергетики и экономического развития Далер Джума и Завки Завкизода. Расширенный состав делегации Рахмона показывает, что нынешний визит может быть результативным для долгосрочного развития двусторонних отношений, полагает Притчин.

Хотя, считает эксперт, «дипломатических прорывов» не произойдет. Душанбе выгодно переводить экономическое взаимодействие с Россией на новый уровень – ЕАЭС. Это позволит нарастить и укрепить связи, облегчит положение мигрантов в России. «Но правительство Таджикистана политически пока не готово на это: вступление в союз потребует изменения законодательства и передачи части суверенитета в экономических вопросах на наднациональный уровень», – рассказал эксперт.

В энергетике Таджикистана, страдающего от энергодефицита, не так много совместных российско-таджикистанских проектов, инфраструктурная база для них пока не готова, констатирует эксперт. «Кроме Сангтудинской ГЭС и точечного сотрудничества по поставкам ГСМ, прямых поставок и проектов с участием России нет. Хотя для Душанбе сотрудничество с Москвой по этому вопросу остается актуальным на фоне недостатка как генерации, так и сырья», – заключил Притчин.