В Центральной Азии и Закавказье ищут свое безопасное место

На «Примаковских чтениях» аналитики обсудили будущее постсоветских регионов – Центральной Азии и Закавказья
Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев/ РИА Новости

Перспективы новых моделей развития Центральной Азии, Южного Кавказа и России обсуждали эксперты на «Примаковских чтениях» в Москве 28 ноября. Ключевой темой стали вопросы безопасности этих стран и возрастающей роли Турции, Ирана, Китая и Индии.

Модератором сессии стал генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев, который, видимо, от лица всех государств СНГ заявил, что «мы не можем быть составной частью глобального мира на тех условиях, что нам навязывают». А страны – участницы СНГ из Центральной Азии и с Кавказа, считает генсек, перестали проявлять скепсис в отношении этой организации, что замечалось 15 лет назад.

Директор Института стратегических исследований при президенте Казахстана Еркин Тукумов выделил успехи сотрудничества Москвы и Астаны, среди которых товарооборот в $27 млрд в 2022 г. и углубление кооперации между регионами двух стран (так, форум межрегионального сотрудничества, на котором в ноябре 2023 г. выступали президенты двух стран, вырос из приграничного формата). При этом он усомнился в прежней состоятельности термина «постсоветское пространство», обратив внимание на поколенческий разрыв в странах Центральной Азии: средний возраст жителя Казахстана сейчас составляет 32 года, а в регионе – 28.

Первый замдиректора Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте Узбекистана Акрамжон Неъматов выделил три главных вызова, которые, по его мнению, стоят перед Центральной Азией. В условиях силового столкновения регион рискует стать зоной геополитической борьбы, чего там хотят избежать. Речь идет и про пересечение интересов России, Китая, Индии, Турции и Ирана.

Вторым вызовом узбекский эксперт счел протекционизм и стремление развитых стран перемещать производственные цепочки ближе к своим потребителям, что ведет к уменьшению инвестиций в страны развивающиеся. Наконец, неуверенность жителей в социальной стабильности, интерес к идеям национализма и большая религиозность могут вести к росту радикализма. Ответом на эти вызовы, по мнению Неъматова, может стать тренд на регионализацию с целью обеспечить самодостаточность региона. Безопасность же может обеспечить открытость для внешних игроков, например сотрудничество с Россией.

Эксперты по Южному Кавказу во многом были солидарны с коллегами. Так, директор Института Кавказа (Армения) Александр Искандарян согласился с тем, что привычные для старшего поколения культурные паттерны не работают на молодежь Южного Кавказа.

Ситуацию на Южном Кавказе он назвал «вакуумом безопасности»: несмотря на неплохие экономические показатели, отсутствует понимание того, как будет выстроена система безопасности. Искандарян добавил, что если 10 лет назад ответственность за проблемы региона можно было возложить на местных игроков, то теперь любой «внутренний конфликт» привлекает внимание внерегиональных сторон. И помимо традиционного взаимодействия с Россией стоит ожидать возвышения региональных игроков вроде Турции и Ирана. Неизбежно и дальнейшее взаимодействие по вопросам безопасности с Евросоюзом и США.

Председатель правления Центра анализа международных отношений (Азербайджан) Фарид Шафиев, в свою очередь, сделал акцент на том, что недавнее «установление суверенитета Азербайджана» над всей его территорией (т. е. ликвидация непризнанной Нагорно-Карабахской Республики) открывает стране перспективы в отношениях с Россией, в том числе по восстановлению «освобожденных территорий», и позволяет планировать проекты на долгие годы вперед.

По словам Шафиева, Азербайджан не выступает против присутствия глобальных сил в регионе, а не согласен с их попытками превратить Баку в свой инструмент борьбы: «Мы считаем, что региональные страны должны отвечать за свою судьбу». Поскольку Россия, Турция и Иран будут играть заметную роль в регионе, крайне важен формат 3 + 3: Армения, Азербайджан и Грузия (пока не участвует в формате. – «Ведомости»), с одной стороны, и упомянутые региональные лидеры – с другой, считает азербайджанский эксперт.