Зачем президент Ирана летит в Москву

Сторонам надо срочно обсудить ситуацию в Газе и на Южном Кавказе
ТАСС / Пресс-служба президента России

Президент Ирана Эбрахим Раиси посетит 7 декабря с однодневным визитом Москву, чтобы провести переговоры с президентом России Владимиром Путиным, заявил 5 декабря пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков. Он не привел детали готовящейся встречи, уточнив, что повестка дня пока «анализируется». Позже помощник российского президента по международным делам Юрий Ушаков заявил журналистам, что переговоры глав государств состоятся в формате рабочего обеда.

Ранее о визите иранской делегации во главе с Раиси в Москву сообщило агентство Mehr со ссылкой на источники в правительстве. По их данным, основными темами переговоров лидеров двух государств станут вопросы развития двустороннего экономического сотрудничества. Также Путин и Раиси планируют обсудить региональные и международные проблемы, включая обострение палестино-израильского конфликта и гуманитарную ситуацию в секторе Газа.

В предыдущий раз иранский лидер посещал российскую столицу еще до начала боевых действий на Украине, в январе 2022 г. А в последний раз Путин и Раиси провели телефонный разговор 16 октября по инициативе Тегерана: тогда обсудили последние события на Ближнем Востоке. Очно лидеры Ирана и России встречались во время официального визита российского президента в Тегеран в июле 2022 г. и на полях саммита ШОС в Самарканде в сентябре того же года.

Перед поездкой Раиси Москву для участия в ежегодной встрече глав МИДов прикаспийских государств (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркмения) посетил министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян.

Перед саммитом Абдоллахиян заявил, что основной темой переговоров глав внешнеполитических ведомств является укрепление экономического и торгового сотрудничества между региональными странами, а также прикаспийского сотрудничества.

На саммите министр иностранных дел России Сергей Лавров предложил коллегам запустить Каспийский совет – форум диалога «без каких-либо бюрократических схем», который помог бы повысить эффективность взаимодействия прибрежных государств в реализации принятых на саммитах документов. Иранский министр согласился с предложением Лаврова и предложил участникам встречи «идти по пути институционализации и структуризации сотрудничества в Каспийском море».

На встрече Путина и Раиси стороны, вероятно, обсудят вопросы будущего договора о стратегическом партнерстве в военно-технической и военно-политической сфере, считает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. По его словам, ближневосточное направление партнерства России и Ирана, несмотря на некоторые точки соприкосновения, осложняется разницей в понимании роли Израиля: Тегеран отстаивает интересы прежде всего палестинцев (еврейское государство он не признает), а Москва старается учитывать и позицию Тель-Авива: «Но стороны имеют общую позицию по поводу скорейшего прекращения огня в Газе».

Другой темой переговоров двух президентов станет реализация транспортного коридора Север – Юг, который связал бы Иран с Россией через территорию Азербайджана, полагает иранист Никита Смагин. По словам эксперта, эта инициатива нуждается в серьезной доработке по целому ряду маршрутов: все необходимые соглашения заключены и подписаны, но необходимо, чтобы Иран модернизировал свою инфраструктуру, а Россия выработала более удобные способы транзита через иранскую территорию. Для полноценного запуска проекта в настоящее время ведутся работы по строительству недостающего иранского участка железной дороги Решт – Астара вдоль побережья Каспийского моря. «Сейчас есть и перспектива создания Зангезурского коридора через иранскую территорию, так как необходимые соглашения уже заключены. Это, в свою очередь, создает дополнительный импульс для развития проекта Север – Юг», – отметил политолог.

Кроме того, стороны обсудят политическую ситуацию на Южном Кавказе, в частности углубление сотрудничества Армении и Франции в оборонной сфере, продолжает Семенов. 3 декабря французский сенат рекомендовал правительству рассмотреть вопрос поставок Армении самоходных артиллерийских установок Caesar. В октябре по итогам переговоров французского министра обороны Себастьяна Лекорню со своим армянским коллегой в Ереване стороны договорились о продаже армянской армии трех радаров GM200 и ПЗРК Mistral 3. Также Париж обещал в будущем поставить еще 50 французских бронемашин Bastion.

Прозападный вектор Армении не устраивает Иран, объясняет Семенов. По мнению эксперта, эта тенденция может побудить Тегеран сбалансировать свою внешнюю политику на Южном Кавказе и продолжать стабилизацию отношений с Азербайджаном. 

«Сейчас происходит своеобразный ренессанс в азербайджано-иранских отношениях. Не исключено, что этому способствовало изменение внешнеполитического вектора Армении», – заключил эксперт.