Эрдоган впервые за шесть лет посетил Грецию и договорился о дружбе

Анкара и Афины пытаются улучшить отношения после многолетней напряженности из-за границ
AP

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 7 декабря выразил надежду на «новую эру» в отношениях с Грецией, впервые за шесть лет посетив с официальным визитом Афины, причем в 2017 г. он был премьером, а турецкие президенты не были в греческой столице уже 65 лет. С Афинами, союзником по НАТО, Анкара имеет тянущиеся десятилетиями острые разногласия в Эгейском море, вокруг Кипра, а также другие конфликтные вопросы. Теперь же Эрдоган встретился с греческим президентом Катериной Сакелларопулу и премьер-министром Кириакосом Мицотакисом в рамках пятого за всю историю заседания Высшего совета сотрудничества Турции и Греции, передает пресс-служба администрации турецкого лидера.

Самым ярким итогом визита турецкого лидера стала совместная декларация двух стран «О дружбе и добрососедстве», в которой подчеркивается желание Афин и Анкары вновь сотрудничать на уровне правительств и решать все возникающие споры мирным путем. Ее подписали Эрдоган и Мицотакис. Как сообщает канцелярия турецкого лидера, документ, принятый по итогам заседания двустороннего совета сотрудничества, предусматривает проведение консультаций по мерам доверия, в том числе по мерам в военной сфере, которые «будут способствовать устранению ненужных источников напряженности и связанных с ними рисков».

Декларация также предполагает создание расширенного плана совместных действий для достижения общих интересов в сфере торговли, экономики, туризма, транспорта, энергетики, инноваций, науки, технологий, сельского хозяйства, защиты окружающей среды, социального обеспечения и здравоохранения, молодежи, образования и др.

«Декларация, которую мы только что подписали, полностью уважая права, проистекающие из суверенитета обеих стран, подтверждает отношения дружбы между нами, устанавливает принципы и ориентиры нашего диалога и определяет возможности нашего сотрудничества как в региональном, так и в международном плане», – подчеркнул греческий премьер на совместной пресс-конференции по итогам встречи с турецким лидером.

По словам Мицотакиса, следующим этапом политического диалога между Грецией и Турцией «может стать подход к разграничению континентального шельфа и исключительных экономических зон в Эгейском море и Восточном Средиземноморье». Греческий премьер также добавил, что посетит весной 2024 г. Анкару перед тем, как встретиться с Эрдоганом в июле следующего года на саммите НАТО в Вашингтоне.

«Мы хотим превратить Эгейское море в море мира и сотрудничества. Мы хотим быть примером для всего мира совместными шагами, которые мы предпримем», – в свою очередь заявил турецкий лидер, отвечая Мицотакису. По словам президента Турции, он с премьер-министром Греции уже обменялся мнениями и попросил министров иностранных дел «заняться работой» в этом направлении.

«Я верю, что наше пятое заседание совета ведет к новой эре укрепления отношений Турции и Греции», – сказал Эрдоган на прошедшей перед переговорами с греческим премьером встрече с президентом страны Сакелларопулу. Турецкий лидер выразил надежду на то, что договоренности между Афинами и Анкарой позволят удвоить объем товарооборота по сравнению с нынешними $5,5 млрд в год.

Сакелларопулу выразила надежду, что после пережитых Турцией в феврале, а Грецией – в ноябре разрушительных землетрясений и взаимной гуманитарной помощи друг другу грузами и спасателями в отношениях двух стран появилась «прочная основа для углубления сотрудничества, создания атмосферы, которая позволит устранить напряженность». «Обе страны должны работать вместе и достичь всех этих целей в позитивном направлении. Я думаю, что совместная работа и сотрудничество смогут сохранить мир и процветание в регионе и поднять его на более высокий уровень», – поддержала Эрдогана греческий президент, хотя и отметила наличии «разницы в подходах» по вопросам Эгейского моря и кипрского шельфа.

Проблемные воды

Греция и Турция определяют ширину территориальных вод в 6 морских миль (11 км). Большинство Эгейских островов принадлежат Греции и расположены у турецкого берега, что не позволяет Анкаре расширить морские и воздушные границы. Афины претендуют на продление границ до 12 миль, ссылаясь на Конвенцию ООН по морскому праву (ЮНКЛОС). Турция ее не подписала и угрожает Греции войной при расширении террвод, требует от Афин прекратить «милитаризацию» островов – страны балансируют на грани открытого конфликта как минимум с 1996 г. В 2020 г. разногласия почти привели к вооруженному столкновению из-за геологоразведки турецким судном Oruç Reis в Эгейском море. Армия Греции пришла в повышенную боеготовность. За Афины выступила Франция. Ситуацию смог «потушить» лидер НАТО – Вашингтон.

Анкара и Афины не могут договориться также по разделенному с 1974 г. Кипру: север контролирует непризнанная Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК), юг – международно признанная Республика Кипр, населенная греками. Греция требует объединения острова и вывода 40 000 турецких войск. Турция отказывается и хочет признания ТРСК. Проблема усугубляется обнаружением значительных запасов газа в территориальных водах острова. Анкара не признает суверенитета греков над месторождениями, считает незаконными выданные ими лицензии, а турецкие буровые суда с 2019 г. работают у северного побережья Кипра. 

Территориальный вопрос является базой для периодических «охлаждений» отношений Афин и Анкары по другим поводам. В мае 2022 г. Эрдоган приостановил двусторонние контакты, обвинив Грецию в оказании давления на США с целью заблокировать продажу модернизированных американских истребителей F-16 турецким ВВС (поставка до сих пор не прошла, хотя это связывают в том числе с недовольством Вашингтона закупкой российских ЗРК С-400. – «Ведомости»). Но в 2023 г. стороны начали искать пути для улучшения отношений.

Будучи переизбранными, Эрдоган и Мицотакис (первый – после победы во втором туре президентских выборов в конце мая, второй – по итогам повторных парламентских выборов в конце июня) провели переговоры в кулуарах саммита НАТО в Вильнюсе 12 июля. Там главы государств условились «активировать несколько каналов связи» между правительствами двух стран. О том, что Греция и Турция намерены «перезагрузить» отношения, 13 июля в интервью изданию Кathimerini заявил греческий премьер. В тот же день управление по связям администрации турецкого президента сообщило, что лидеры согласовали возобновление работы Высшего совета сотрудничества.

В переговорах лидеров Турции и Греции важна не повестка и даже не заключенная миролюбивая декларация, а сам факт встречи после лет конфронтации и резких публичных заявлений Эрдогана, полагает доцент кафедры зарубежного регионоведения Московского государственного лингвистического университета Икбаль Дюрре. «Это означает, что стороны заинтересованы выстроить здоровую атмосферу в двусторонних отношениях», – уточнил эксперт.

Анкара, продолжает Дюрре, так пытается нормализовать контакты с Западом, пострадавшие из-за критики Эрдоганом Израиля в его войне с «Хамасом» в Газе. С Дюрре согласен преподаватель университета в Анкаре Али Эмре Суджу. По его словам, сейчас реальные цели Турции – минимизация конфронтации в Эгейском море и стабилизация отношений с США и ЕС через Грецию. «Вопрос демилитаризации островов и сирийских беженцев Анкара периодически использует как козырную карту в переговорах с Брюсселем», – добавил эксперт.

Греция – один из противников вступления Турции в ЕС. Нормализовав отношения с ней, Анкара рассчитывает добиться прогресса на этом треке, считает гендиректор Международного института развития научного сотрудничества Ариф Асалыоглу. «Потепление» с Афинами Эрдоган может использовать в кампании правящей партии «Справедливости и развития» на местных турецких выборах, запланированных на 31 марта 2024 г., считает Дюрре. Турецкие граждане устали от конфронтации с соседями своей страны, заключил эксперт.