Что дает России и Египту АЭС «Эль-Дабаа»

Для Москвы это форпост атомной экспансии в Африке, для Каира – инструмент энергобезопасности
Пресс-служба президента России

На строящейся «Росатомом» египетской АЭС «Эль-Дабаа» 23 января прошла церемония заливки бетона в основание последнего, 4-го энергоблока. В ней дистанционно приняли участие президенты России Владимир Путин и Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Очно – гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев, министр электроэнергетики Египта Мохамед Шакер и глава Управления по атомным электростанциям Египта доктор Амгед Эль-Вакиль.

«Новый этап строительства первой АЭС в Египте, важнейшего для российско-египетских отношений проекта, реализация которого, без сомнения, несет значимый вклад в развитие египетской экономики, поможет укрепить ее энергетическую базу», – сказал Путин по видеосвязи. Президент назвал станцию «флагманским проектом» для развития двустороннего сотрудничества.

Эту мысль подтвердил в своей речи и ас-Сиси. Оба президента вспомнили о помощи советских специалистов в создании египетской инфраструктуры начиная с Асуанского гидроузла в 1950-х гг.

Египетский лидер подчеркнул важность сохранения энергобезопасности в современных условиях. «Строительство электростанции идет быстрее запланированного графика, опережая сроки и преодолевая все трудности», – сказал ас-Сиси, имея в виду санкционное давление США из-за ситуации на Украине.

Лихачев отметил, что египетская площадка «Росатома» «становится одной из двух самых масштабных атомных строек мира». Под первой гендиректор госкорпорации имел в виду станцию «Аккую» в Турции, также возводимую при участии «Росатома».

АЭС «Эль-Дабаа» строится на основе двустороннего соглашения о сотрудничестве в строительстве и эксплуатации станции, а также межправсоглашения об условиях российского кредита на $25 млрд от 2015 г. Проект считается одним из самых дорогих в истории отрасли. «Эль-Дабаа» станет первой АЭС в Африке.

Проект играет колоссальную роль в стратегии развития Египта 10 лет правления ас-Сиси, говорит научный сотрудник ИВ РАН Григорий Лукьянов. По его словам, Каир взял курс на импортозамещение в промышленных цепочках, самообеспечение энергией, пресной водой, развитие агротехнологий, газодобычи на шельфе Средиземного моря.

Сестра «Эль-Дабаа» в Турции

Проект «Эль-Дабаа» однотипен входящей в завершающую стадию строительства четырехблочной турецкой АЭС «Аккую». Лидеры России и Турции 27 апреля 2023 г. приняли участие в церемонии завоза первой партии ядерного топлива на площадку энергоблока № 1 «Аккую». «Росатом» получил разрешение на ввод в эксплуатацию 1-го энергоблока 23 декабря 2023 г. Физический пуск блока намечен на 2024 г., ввод в эксплуатацию – в 2025 г.

«Египет хочет добиться снижения зависимости от Запада, это фундамент для более независимой внешней политики. «Эль-Дабаа» – ключевой элемент в статусе «великой державы» Северной Африки и Ближнего Востока: таким атрибутом пытается овладеть Саудовская Аравия, уже овладел Иран, его почти имеет Турция. Энергобезопасность, как упомянул сам ас-Сиси, важнейший фактор экономического роста», – говорит Лукьянов.

Научный сотрудник ИМЭМО РАН Ибрагим Ибрагимов согласен с ним и добавляет, что реализация проекта АЭС – часть планов по формированию Каиром регионального энергетического хаба за счет поставок избытков соседям.

С 2014 г. ас-Сиси начал борьбу за энергопрофицит: к 2018 г. построены четыре газовые ТЭС на СПГ. Они снабжают 40% населения и дают 45% энергобаланса. По данным агентства Ember, Египет получает до 90% энергии из газа и нефти. «Эль-Дабаа» обеспечит до 10% энергопотребления. Египет заинтересован в диверсификации энергобаланса. Основной проблемой Каира является рост населения – до 1,3% в год (сейчас 109,5 млн), увеличение спроса на энергию, ускоряющее темпы истощения ресурсов и зависимости от импорта», – говорит Ибрагимов.

АЭС «Эль-Дабаа» возводится на фоне тяжелой экономической ситуации в Египте: инфляция в августе 2023 г. достигала рекорда в 39,7%. С октября сократился импорт газа с месторождений Израиля при идущей в секторе Газа войне между ним и «Хамас». С 2022 г. Каир провел три девальвации валюты, четвертая ожидается в 2024 г. Внешний долг Египта в 2023 г. колебался вокруг $164 млрд. «Но для этого проекта Каир всегда найдет средства. И Египет всегда платил России по долгам вне зависимости от ситуации», – уверен Лукьянов.

Площадка станции находится у Эль-Аламейна, в провинции Матрух, в 350 км от Каира. АЭС включит четыре энергоблока с реакторами ВВЭР-1200 мощностью 1200 МВт каждый. В 2022 г. залит «первый бетон» 1-го и 2-го блоков. В мае 2023 г. залит бетон для 3-го. Проект реализуется на условиях ЕРС-контракта (engineering, procurement and construction). Российская сторона строит АЭС, поставит ядерное топливо на весь жизненный цикл, окажет помощь в обучении персонала, поддержке в эксплуатации в первые 10 лет работы. Москва также построит хранилище для отработанного топлива.

С технической точки зрения «Эль-Дабаа» схожа с «Аккую» с небольшими отличиями, говорит эксперт по ядерной энергетике и главред отраслевого портала Atominfo Александр Уваров. По его словам, египетский проект открывает для «Росатома» дорогу в Африку. «Там есть пара десятков стран, интересующихся атомной энергией. Они будут внимательно следить за ходом реализации проекта «Эль-Дабаа». При его успешном завершении можно ожидать подписания с «Росатомом» новых контрактов на континенте», – заключил Уваров.