Сенат США начал обдумывать конфискацию российских активов

У него пока нет готовых инструментов реализации этой идеи
Максим Стулов / Ведомости

Комитет по иностранным делам сената США одобрил законопроект, позволяющий конфискацию и использование активов Центрального банка и других суверенных активов России для оказания помощи Украине и «других целей» (REPO Act 2023). Об этом стало известно из пресс-релиза на сайте органа, опубликованного в ночь на 25 января по Москве.

«За» проголосовали 20 из 21 члена комитета, включая бывшего претендента на республиканскую номинацию на президентских выборах сенатора Тима Скотта. Против высказался только сенатор-республиканец Рэнд Пол.

Пресс-релиз сопровождался обращением председателя комитета сенатора-демократа Бена Кардина. Он подчеркнул, что, если документ получит статус закона, он создаст условия для первого в истории США случая конфискации активов ЦБ страны, с которой американское государство не находится в состоянии войны. При этом он подчеркнул, что законопроект не снимает с конгресса «обязанность» одобрить дополнительный пакет финансирования на $105,85 млрд, из которых $61,4 млрд планировалось выделить Киеву.

Кардин также упомянул, что из $300 млрд замороженных российских активов США в случае создания правовой базы сможет конфисковать и использовать только $5 млрд. Большая часть замороженных российских активов находится в ЕС: по данным еврокомиссара по вопросам юстиции Дидье Рейндерса, которые он обнародовал в июле 2023 г., это $225 млрд.

Как отмечает директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев, на начало 2024 г. из западных стран только у Канады есть механизм конфискации российских активов. Эксперт пояснил, что в США этот же инструмент можно использовать только в отношении активов, проходящих по уголовным делам. Поэтому пока американские власти не могут конфисковать замороженные активы.

Подход стран ЕС более осторожен, считает научный сотрудник Центра европейских исследований МГИМО Артем Соколов. «Речь идет о весьма крупных активах, осторожность логична и понятна, равно как и страх перед реакцией России», – объяснил эксперт. Он подчеркнул, что выгода, которую ЕС получит от конфискации, значима лишь в краткосрочной перспективе, в то время как в средне- и долгосрочной может поставить вопрос о надежности европейского рынка для крупных игроков вроде Индии, Китая и арабских государств.

Помимо сенатского комитета по иностранным делам REPO Act был одобрен комитетом по иностранным делам в палате представителей конгресса США в сентябре 2023 г.

Законопроект был внесен в конгресс 15 июня 2023 г. Документ сможет получить законную силу только после одобрения в обеих палатах конгресса и подписи президента США Джо Байдена.

Руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева подчеркнула, что до тех пор, пока республиканцы и демократы не договорятся о способах решения проблем на южной границе США, вероятность того, что этот законопроект пойдет дальше комитетов, низка.

Есть два варианта развития событий, рассуждает эксперт: либо ни демократы, ни республиканцы в текущий год – год выборов – не пойдут на уступки и вся помощь Украине, включая передачу активов, зависнет до окончания выборов, либо у них получится найти компромисс. Как только вопрос с уровня комитетов выйдет на общее голосование, то решение может быть вынесено достаточно быстро, подвела итог Журавлева.

Что касается особенностей санкционного механизма, предусмотренного в американском законопроекте REPO, то он выглядит более внушительным в сравнении с другими инициативами на тему конфискации, считает Тимофеев.

Сам Белый дом вряд ли заинтересован в появлении законов, которые бы ограничивали пространство для маневра в возможном торге с Россией, полагает эксперт: «Поэтому есть вероятность, что законопроект примут в конгрессе, но у президента будут широкие полномочия по его использованию. Хотя этот сценарий не самый лучший, так как каждый новый президент может понимать и применять закон по-своему, а сам закон отменить крайне сложно».