Конгресс США не сможет одобрить помощь Украине

Обходных путей у Белого дома практически нет
Anadolu via AFP

После провала в ночь с 7 на 8 февраля в сенате США законопроекта, объединяющего миграционную реформу и выделение помощи Украине, президент США Джо Байден раскритиковал республиканцев и обвинил их в трусости. Он заявил, что лично бывший президент Дональд Трамп убедил большую часть республиканцев голосовать против документа. Как сообщает The New York Times (NYT), в случае окончательного провала инициативы в конгрессе Белый дом будет рассматривать другие варианты оказания помощи Украине.

5 февраля сенаторы представили план миграционной реформы, увязанный с выделением денег Израилю, Украине и союзникам США в Азиатско-Тихоокеанском регионе на $118,3 млрд. Киеву предназначалось $60,1 млрд. Для начала обсуждения законопроекта нужно было 60 голосов из 100, но предложение включить документ в повестку поддержали 50 сенаторов: 46 демократов и четверо республиканцев. После завершения первого голосования лидер демократов в сенате Чак Шумер предложил провести предварительное голосование для обсуждения возможности одобрения пакета помощи отдельно от миграционной реформы. На момент сдачи текста в печать голосование еще не состоялось.

По данным NYT, использование замороженных активов ЦБ России – один из обдумываемых в США альтернативных вариантов помощи Киеву. В конце января сенатский комитет по иностранным делам одобрил законопроект (REPO Act 2023), позволяющий конфисковать и использовать эти активы для поддержки Украины. Как указывал председатель комитета Бен Кардин, из $300 млрд замороженных российских активов США в случае создания правовой базы смогут конфисковать и использовать только $5 млрд. Большая часть замороженных российских активов находится в ЕС.

Для получения законной силы документу необходимо одобрение в обеих палатах конгресса, затем – подпись президента. Но пока, кроме как в одном комитете, документ нигде на повестку не выносился.

Как отмечает замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, эта инициатива хоть и имеет потенциально большую поддержку в обеих палатах, но почти нереализуема в краткосрочной перспективе. «Даже если США полностью разработают правовую базу, имеющихся у них российских активов будет недостаточно, чтобы покрыть предложенные Киеву $60 млрд», – объяснил эксперт. Суслов добавил, что действия на этом направлении совместно с европейцами проблемны, так как противоречия по конфискации активов возникнут не только между Вашингтоном и Брюсселем, но и внутри самого ЕС.

В материале издания также упоминается возможность обмена вооружениями по примеру того, когда Япония под предлогом внутреннего запрета прямых поставок вооружений в зону боевых действий обсуждала поставки артиллерийских снарядов и ракет к системе ПВО Patriot американцам, чтобы те могли отправлять их на Украину. Процедура обмена снарядами прописана в американо-японском договоре о взаимных оборонных закупках (RDP) 2016 г. Кроме Японии подписантами договора такого формата числятся 28 государств, включая членов НАТО (кроме Албании, Болгарии, Венгрии, Черногории, Исландии, Хорватии, Румынии, Словении, Словакии и Северной Македонии. – «Ведомости»), Египет, Швейцарию, Австрию, Швецию, Израиль и Австралию.

Но и в этом случае Байден столкнется со сложностями: процесс обмена должен быть одобрен все тем же конгрессом и парламентом страны, с которой происходит обмен, поясняет старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Игорь Шкробтак. «Республиканцы могут прицепиться к любой неточности и предотвратить обмен», – полагает эксперт. Также не ясно, смогут ли эти транзакции удовлетворить украинские запросы, заключил Шкробтак.

Другой способ обойти конгресс – использование привилегий исполнительной власти, считает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. Байден может использовать механизм исполнительного указа и перераспределить средства из бюджета – например, министерства обороны. Но и тут у Белого дома проблемы, поскольку федеральный бюджет, включая годовой бюджет Пентагона, до сих пор не одобрен. Если Байден попытается перераспределить средства, выделенные посредством временного финансирования, это крайне негативно скажется на его рейтинге. Таким образом, эта опция будет актуальна для Байдена, только если конгресс примет бюджет в марте, резюмировала Журавлева.