Диалог с США о стратегической стабильности невозможен

Россия готова договариваться только комплексно по всем важным вопросам
Путин считает, что в Белом доме готовы вести диалог лишь по выгодным для них темам/ BORIS ROESSLER / dpa Picture-Alliance via AFP

Президент России Владимир Путин 29 февраля в ходе своего послания Федеральному собранию заявил, что Москва готова к диалогу с Вашингтоном по стратегической стабильности только наряду с другими вопросами безопасности. В частности, сейчас это невозможно из-за того, что американская сторона ставит задачу стратегического поражения России на Украине.

«В данном случае мы имеем дело с государством [США], чьи правящие круги предпринимают против нас открытые враждебные действия. Они на полном серьезе собираются обсуждать с нами вопросы стратегической стабильности, одновременно пытаясь нанести России, как они сами говорят, стратегическое поражение на поле боя», – сказал президент.

Он назвал «голословными» обвинения о том, что Россия якобы собирается разместить ядерное оружие в космосе. «Подобные вбросы, а это ни что иное, как вбросы, это уловка, только для того, чтобы втянуть нас в переговоры на своих условиях», – уверен президент России. В то же время США блокируют предложение России, «которое лежит у них на столе более 15 лет», продолжил Путин, уточнив, что имеет в виду проект договора о предотвращении размещении оружия в космосе, который был подготовлен в 2008 г. Поэтому у Москвы есть все основания полагать, что слова американской стороны о ее заинтересованности в переговорах по вопросам стратегической стабильности – «демагогия в преддверии президентских выборов в США».

Путин считает, что в Белом доме готовы вести диалог лишь по выгодным для них темам. «Если хотите обсуждать ответственные, важные для всей планеты вопросы безопасности и стабильности, то необходимо делать это только в едином комплексе, затрагивая все те аспекты, которые затрагивают наши национальные интересы и прямо влияют на безопасность нашей страны», – подчеркнул глава государства.

При этом президент отметил, что Москва не втянется в гонку вооружений, как это было с Советским Союзом, чьи военные расходы в 1981–1988 гг. составляли 13% ВВП. «Поэтому наша задача так развивать оборонно-промышленный комплекс, чтобы нарастить научный, технологический, индустриальный потенциал», – сказал он.

16 февраля 2024 г. представитель Совета национальной безопасности при американском президенте Джон Кирби заявил, что США зафиксировали потенциальную угрозу своей национальной безопасности в связи с возможной разработкой Россией противоспутникового оружия. По словам Кирби, в связи с этим президент США Джо Байден дал задание своей администрации начать с Москвой «прямое дипломатическое взаимодействие» по этому вопросу. Ранее АВС, CNN, The New York Times со ссылкой на источники сообщали о планах Москвы разместить ядерное оружие в космосе. 20 февраля Путин на встрече с министром обороны Сергеем Шойгу заявил, что Москва выступает против размещения ядерного оружия в космосе, призвав другие страны к соблюдению договоренностей.

Слова Путина подразумевают, что с текущей администрацией переговоров по стратегической стабильности не будет до президентских выборов в США, а скорее всего, до окончания горячей фазы украинского кризиса, говорит военный эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков.

Для запуска переговорного процесса именно со стороны США должна быть продемонстрирована готовность к конструктивному обсуждению, отмечает Дмитрий Стефанович из Центра международной безопасности ИМЭМО РАН. При этом, добавляет эксперт, аргументы о целесообразности выделения наиболее острых угроз «апокалиптического масштаба», вроде ядерного оружия в космосе, в отдельный переговорный трек со стороны российского руководства отметаются через увязку этих угроз с действиями США и их союзников на Украине.

Что касается размещения оружия в космосе – то сейчас формально его там нет, но при этом нет и согласованных определений на данный счет. Военное использование космического пространства началось далеко не вчера, и это один из ключевых элементов современного подхода к обеспечению боевых действий, вплоть до тактического уровня. По мнению Стефановича, вряд ли стоит ожидать изменения этого тренда, но при этом российские инициативы по предотвращению вепонизации космоса, т. е. непосредственного размещения ударных систем вооружений, направлены на ограничение противоборства в этом пространстве.