Власти Китая поставят цель сохранить рост экономики на уровне 5%

Пекин пытается убедить инвесторов в прежней открытости
JADE GAO / AFP

В Китае стартовало главное внутриполитическое событие года – так называемые «две сессии». 4 марта там начал работу Всекитайский комитет Народно-политического консультативного совета Китая (совещательный орган), а 5 марта соберется и парламент – Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП). Основное внимание приковано именно к сессии ВСНП, от которой инвесторы ожидают прежде всего новых мер по стимулированию экономики.

Известно, что в повестке ВСНП значится рассмотрение доклада о работе нового правительства КНР за год, который впервые представит ставший премьером Госсовета в 2023 г. Ли Цян. При этом он не будет впервые с 1993 г. проводить традиционную для таких мероприятий ежегодную пресс-конференцию, рассказал 4 марта официальный представитель 2-й сессии 14-го созыва парламента Лоу Циньцзянь. Как считают журналисты Bloomberg, это еще одно решение, свидетельствующее о все большей закрытости властей КНР, может добавить негатива инвесторам. В 2023 г. сообщалось, что и главный партийный орган, реально вырабатывающий ключевые решения в стране, – политбюро ЦК Компартии Китая – якобы дает им дополнительные поводы для беспокойства из-за редких отчетов о своей работе.

То, что действия ВСНП напрямую влияют на положение иностранного бизнеса в Китае, показали события прошлого года. В апреле 2023 г. Постоянный комитет ВСНП принял поправки в закон о борьбе со шпионажем, и считается, что именно он повлиял на рекордное сокращение прямых иностранных инвестиций в Китай (в январе – ноябре 2023 г. они снизились на 10% в годовом выражении). И теперь Лоу перед общим заседанием парламента донес точку зрения властей КНР: по его словам, закон не нацелен против коммерческих контактов, сотрудничества в научно-технической сфере, академических обменов и «других нормальных видов деятельности». Согласно логике китайцев, иностранные компании и граждане после его принятия, наоборот, могли почувствовать себя «уверенней и безопасней». В то же время отношение Китая к сделавшей его богаче политике «реформ и открытости», по словам Лоу, никогда не менялось: двери страны «всегда открыты для мира» и новые законы лишь подтвердят это.

Помимо прочего Ли объявит новую цель роста ВВП на 2024 г., и, согласно консенсус-прогнозу аналитиков Bloomberg, она снова, как и год назад, составит 5%. По итогам 2023 г. Пекин смог преодолеть эту планку – согласно данным государственного статистического бюро КНР, ее экономика выросла на 5,2% в годовом выражении. Но тогда рост во многом носил восстановительный характер после отмены политики «нулевой терпимости», а внутренний спрос оставался ниже ожидаемого. На этом фоне газета South China Morning Post пишет, что сейчас разрабатывается некий новый закон по содействию частному сектору экономики, а также может быть повышена роль Народного банка Китая. При этом экономисты JPMorgan Chase & Co. не считают, что в докладах на сессии ВСНП будут акцентироваться на серьезных экономических проблемах страны – дефляции и последствиях спада на рынке недвижимости. Журналисты Reuters также призывают не ждать слишком смелых реформ.

Среди ярких озвученных инициатив китайских депутатов, попавших в СМИ, – предложение генерального директора Xiaomi Лэй Цзюня ввести в школах девятилетнее обучение по работе с искусственным интеллектом, начиная с начальных классов. А в проправительственном таблоиде Global Times 28 февраля приводились аргументы экспертов в пользу необходимости поднятия в КНР пенсионного возраста, который сейчас составляет 60 лет для мужчин, 55 лет – для женщин из офисной сферы и 50 лет – для женщин рабочих профессий. В частности, к этому подталкивает старение нации. Согласно данным Национальной комиссии здравоохранения КНР, сейчас число людей старше 60 лет в Китае составляет 20% от всего населения, что чуть больше, чем количество детей моложе 14 лет. Но, по прогнозу министерства гражданской администрации КНР, к 2030 г. пожилые люди будут составлять уже треть населения. Основное предложение экспертов заключается в постепенном повышении планки до 65 лет для обоих полов.

В повестке сессии ВСНП не значится кадровых изменений в правительстве Китая. Но, несмотря на это, в западных СМИ активно обсуждается тема возможного назначения нового министра иностранных дел КНР взамен Ван И, который с лета 2023 г. совмещает этот пост с более важной партийной должностью куратора внешней политики – заведующего канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам. Тогдашнее его возвращение на пост министра произошло на фоне загадочного исчезновения предыдущего главы ведомства, Цинь Гана. По версии газеты The Wall Street Journal, к такому сценарию привела его внебрачная связь во время работы послом в США. Сейчас чаще всего в качестве возможного нового министра иностранных дел называют заведующего отделом международных связей ЦК Компартии Китая Лю Цзяньчао.

Вероятней всего, власти Китая действительно обозначат таргет по экономическому росту в 5%, считает заведующий сектором экономики и политики Китая Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН Сергей Луконин. Скорее всего, в остальном будет звучать уже традиционная риторика, например о необходимости стимулирования спроса, но революционных мер ожидать не приходится. Обращение к теме повышения пенсионного возраста в рамках сессии ВСНП вполне возможно, так как это необходимость в нынешних демографических условиях, заключает Луконин.

Смелых решений от Ли ждать не стоит, но обозначение таргета вполне вероятно на уровне 5%, согласен профессор департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Цыплаков. Это высокий показатель, если брать во внимание нынешнее состояние китайской экономики, добавляет он, так как в 2023 г. была ниже исходная расчетная база. Вопрос о повышении пенсионного возраста фигурировал еще при разработке планов 14-й пятилетки в 2021 г. и сейчас Ли может хотя бы косвенно обратиться к нему, заключает Цыплаков.