Байден мог скрыть от конгресса поставки высокоточных вооружений Израилю

Речь идет о сотнях мелких партий, что угрожает президенту США скандалом
Mark Schiefelbein / AP Photo

C начала боевых действий в секторе Газа 7 октября 2023 г. США одобрили более 100 отдельных поставок вооружений Израилю. Об этом со ссылкой на источники, ознакомленные с секретными докладами Пентагона для конгрессменов, сообщила газета The Washington Post (WP). По их информации, в эти поставки входили тысячи единиц высокоточного оружия, включая противобункерные бомбы. При этом официально с начала конфликта администрация президента США Джо Байдена объявила только о двух сделках.

Согласно закону о контроле за экспортом вооружений от 1976 г. (ст. 36(c)(1)), президент США обязан формально предупредить спикера палаты представителей и членов комитетов по иностранным делам в палате и сенате за 30 календарных дней до опубликования госдепартаментом лицензии на поставку вооружений. Но предупреждение законодателей необходимо только в том случае, если общая цена поставки составляет или превышает $14 млн (при поставке вооружений) и $50 млн (при поставке дополнительного оборудования или предоставлении услуг по обслуживанию техники). 

Но для союзников США по НАТО, а также Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Кореи и Израиля условия отличаются. Так, в случае поставки вооружений этим странам президент должен предупредить конгресс не за 30, а за 15 дней до публикации экспортной лицензии. Что касается предельных сумм, то они увеличиваются до $25 млн и $100 млн соответственно. Две декабрьские поставки, несмотря на превышение порогов, были одобрены госдепом без заблаговременного уведомления конгресса. Но тогда госсекретарь Энтони Блинкен использовал так называемый «отвод» (waiver), предусмотренный в том же законе, который позволяет одобрять поставки без формального согласования с конгрессом.

После появления информации о предполагаемых сотнях поставок в конгрессе снова слышны предложения усилить давление на Израиль с требованием минимизировать жертвы среди гражданского населения Газы. С критикой в адрес президента выступили и его однопартийцы. Согласно WP, член палаты представителей, демократ из Колорадо Джейсон Кроу заявил о необходимости применить существующие стандарты, которые предписывают не поставлять вооружения туда, где они могут быть использованы для нанесения ударов по гражданскому населению или инфраструктуре.

Формально, если суммы одобренных сделок с Израилем не превышают определенных порогов, решение администрации Байдена их одобрить не нарушает американское законодательство, полагает старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Игорь Шкробтак. В случае возникновения скандала можно ожидать более тщательного рассмотрения подобных вопросов в будущем. При этом у конгресса есть инструментарий, который дает ему возможность блокировать поставки вооружений, отметил эксперт.

По данным The Wall Street Journal, большая часть поставленных вооружений шла с американского склада WRSA-I, расположенного на территории Израиля. Но издание отметило, что за последние месяцы эти запасы уже истощились. Израиль платит за содержание склада.

Такие американские склады расположены только в Израиле и Японии. Оружие оттуда можно поставлять союзникам по НАТО или основным союзникам вне альянса. По данным госдепартамента, вне Североатлантического альянса союзниками США являются 18 государств и – неформально – Тайвань. По данным The New York Times, в начале 2023 г. с этого склада Украина также получила вооружения. Но, как утверждает издание, тогда израильские власти были недовольны этим решением, опасаясь осложнения российско-израильских отношений.

Как считает Шкробтак, даже если больше 100 поставок, о которых говорит WP, производились по линии WRSA-I, у США нет возможности перераспределять оружие в пользу Украины. Во-первых, это связано с тем, что Израиль оплачивает каждую сделку. Во-вторых, из-за конфликта в Газе Израиль вряд ли позволит отдавать вооружения на этом складе другим странам, резюмировал эксперт.

В Законе об иностранной помощи 1961 г. (FAA) есть часть 502B(a)(2), запрещающая оказание военной помощи «любой стране, правительство которой вовлечено в последовательное нарушение международно признанных прав человека». Согласно исследовательской службе конгресса, под «военной помощью» в этом случае подразумевается и продажа вооружений. Во время конфликта в Газе в мае 2021 г. независимый сенатор Берни Сандерс (ассоциируется и голосует вместе с демократами. – «Ведомости») и конгрессмен-демократ Александрия Окасио-Кортес предложили соответствующую резолюцию, но она не получила поддержку ни в одной из палат конгресса.

После новостей о возможных поставках также не стоит ожидать введения каких-либо ограничений на продажу вооружений Израилю, считает руководитель Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. Эксперт объяснила, что большая часть конгрессменов обеих партий может критиковать правительства премьера Израиля Биньямина Нетаньяху, но вряд ли пойдет дальше этого.

«Для многих конгрессменов помощь Израилю – один из главных постулатов их идеологии. Другие не хотят потерять поддержку израильских лоббистских групп, которые жертвуют средства и демократам, и республиканцам», – говорит эксперт.

Но американист подчеркнула, что нарастающая критика может быть использована республиканцами для удара по кандидатуре Байдена в преддверии президентских выборов. Сторонники Трампа в конгрессе видят, что весомая часть избирателей-демократов может «пересидеть» выборы 2024 г., так как они не согласны с политикой Байдена на Ближнем Востоке, а новости о новых и тайных поставках могут усилить их недовольство, полагает Журавлева.

Согласно февральскому опросу Reuters, 56% демократов готовы в меньшей степени поддержать кандидата в президенты, который выступает за поставку вооружений Израилю. Эти данные подтверждаются и в ходе демократических праймериз. Несмотря на успех во всех штатах, Байден теряет голоса в пользу графы ««неприверженные» – примерный аналог графы «против всех». В Мичигане (штат с одной из самых больших групп мусульманского населения) доля неопределившихся достигла 13,2%, в Миннесоте – 18,9%, в Северной Каролине – 12,7%. В целом показатели этой графы разнились в нескольких штатах во время «супервторника» от 4 до 18,9%. При этом Мичиган, Миннесота и Северная Каролина входят в число колеблющихся штатов (где равные шансы на победу имеют и демократы, и республиканцы), в которых часто определяется исход президентской гонки.