Партии рассчитывают на сохранение статус-кво после президентских выборов

КПРФ и «Новые люди» довольны результатом, а в ЛДПР хотят понять, почему Слуцкий пришел последним
РИА Новости / Пресс-служба президента России

На трех кандидатов от думских партий, участвовавших в выборах президента в 2024 г., пришлось суммарно 11,36% голосов избирателей. 9,92 млн человек проголосовало за представителя КПРФ Николая Харитонова (4,31%), «Новых людей» Владислава Даванкова (3,85%) и ЛДПР Леонида Слуцкого (3,20%). Все они уже 18 марта встретились с президентом Владимиром Путиным, который шел на выборы как самовыдвиженец и победил с 87,28% голосов (более 76,27 млн).

Путин, обращаясь к гостям, прибывшим в Кремль, решил обсудить с «представителями парламентских фракций», что нужно делать, «чтобы добиваться общих целей национального развития». По его словам, «есть своеобразие текущего момента, и это отражается, отразилось на выборах президента», но «электоральная база каждой партии на самом деле не изменилась». «А значит, нам нужно продолжать активную совместную работу в парламенте страны, совместную работу по продвижению тех идей, реализация которых позволит нам приблизиться к решению стоящих перед страной задач», – отметил Путин.

Фактически он повторил тезис, который в ночь с 17 на 18 марта прозвучал с его стороны в избирательном штабе. Тогда Путин сказал журналистам, что электорат КПРФ и ЛДПР – «прежде всего патриотический». «И в условиях сегодняшнего дня значительная часть их традиционного электората, мне так думается, все-таки отдала предпочтение действующему главе государства, имея в виду ту непростую ситуацию, в которой мы все находимся, – заявил президент. – Но это не означает, что их электоральная база действительно серьезным образом сократилась. Думаю, что нет. Думаю, что в целом в обычной внутренней политической жизни все так и останется».

Сами кандидаты и выдвинувшие их партии также выступили в патриотическом духе. Харитонов назвал полученный результат «достойным, кто бы что ни молотил своим языком». Он также напомнил, что начиная с 1990-х гг. КПРФ на президентских выборах ниже второго места не опускалась, т. е. «уважение и поддержка избирателями нашей партии <...> осталась», подчеркнул он (см. врез). На прошлых выборах 2018 г. ближайший соперник Путина (тогда получил 76,9%) кандидат КПРФ Павел Грудинин набрал 11,77% голосов (8,65 млн), а его разрыв с кандидатом номер три Владимиром Жириновским был серьезный (тот набрал 5,65%, или 4,15 млн голосов). Тем не менее нынешние «миллионы сторонников» – это большой задел, заключил первый зампред ЦК КПРФ Юрий Афонин, отметив, что Харитонов передаст свою программу Путину.

Даванков еще 17 марта сказал журналистам, что итоги голосования у него «и до этого не вызывали сомнений», поскольку он проехал 29 регионов и видел поддержку действующего президента. Он также отметил, что это «первая попытка, первые президентские выборы» и партия продолжит работу. Детали он не раскрыл. Слуцкий признался «Ведомостям», что остался доволен результатами выборов: «Я их предвидел такими и считаю их победой». По его словам, россияне выбирали не только лидера нации, но и «движение к той мировой архитектуре, где Россия является центром притяжения». Если бы ЛДПР набрала меньше 3% голосов, то не получила бы права на единоразовое госфинансирование (152 руб. за голос).

Сколько получали кандидаты от КПРФ на вторых местах?

Павел Грудинин в 2018 г. набрал 11,77%
Геннадий Зюганов в 2012 г. – 17,18%
Геннадий Зюганов в 2008 г. – 17,72%
Николай Харитонов в 2004 г. – 13,69%
Геннадий Зюганов в 2000 г. – 29,21%
Геннадий Зюганов в первом туре в 1996 г. – 32,03%
Геннадий Зюганов во втором туре в 1996 г. – 40,31%

Как минимум для двух из трех партийных кандидатов итоги выборов вполне успешны, считает политтехнолог Олег Захаров. «КПРФ сумела, не подвергая риску рейтинг лидера [Геннадия Зюганова], сохранить статус второй партии страны и главной оппозиционной. «Новые люди» обошли ЛДПР, это большой успех для их первого созыва в Госдуме», – продолжил эксперт. Он указал, что Даванков достиг заметно больших результатов в ДЭГ и на зарубежных участках, а это «электоральный задел» на будущее. Слуцкий же, по словам Захарова, выступил хоть и не так, как рассчитывал, но перешагнул 3%-ный барьер, чем принес своей партии бюджетное финансирование.

Результат Слуцкого демонстрирует, что бренд «ЛДПР» и бренд «Жириновский» – «это бренды отдельные», говорит политолог. Впрочем, по его словам, даже если бы партию после смерти основателя возглавил другой лидер из этой структуры, то он бы не смог составить конкуренцию коммунистам и «Новым людям». Впрочем, и Жириновский всегда выступал на президентских выборах слабее, чем партия на парламентских выборах. И у ЛДПР, и у коммунистов электоральная ниша не сократилась, просто их голоса в силу нынешней ситуации перешли к Путину, говорит политолог Александр Немцев. При этом можно ожидать, что в ЛДПР будут люди, которые обвинят Слуцкого в плохих результатах выборов.

В подготовке статьи участвовала Елена Мухаметшина