В ЕС разрабатывают ограничения на импорт зерна из России и Белоруссии

Лоббируемые Польшей, Чехией и Прибалтикой меры вряд ли сильно навредят российским аграриям
Евгений Разумный / Ведомости

Еврокомиссия (ЕК) готовится «в ближайшие дни» ввести пошлины на импорт зерна из России и Белоруссии в ЕС в размере 95 евро за тонну. Пошлины в размере 50% могут быть также установлены на семена масличных культур и продукты их переработки. Об этом утром 19 марта сообщила газета Financial Times (FT), а несколькими часами позже – Reuters со ссылкой на источники.

В ЕК «Ведомостям» не подтвердили, но и не опровергли информацию о предстоящем введении пошлин для российских и белорусских сельхозкультур. «Мы не комментируем какие-либо предложения, которые находятся на стадии внутреннего обсуждения», – сообщили в ведомстве. До этого, 15 марта, Bloomberg со ссылкой на свои источники говорил о неких будущих ограничениях на ввоз российских зерновых.

Вероятность введения импортной пошлины в ЕС на российскую пшеницу и масличные культуры член Новой экономической ассоциации Андрей Бархота оценивает как «высокую». Это, по его мнению, потенциально может косвенно оказать некоторое негативное влияние на конкурентоспособность российской агропродукции на глобальных рынках.

Возможные ограничительные меры ЕС могут стать первыми официальными рестрикциями в этой сфере с начала боевых действий на Украине. По данным FT, они планируются для успокоения европейских фермеров и властей ряда государств – членов ЕС, в первую очередь Польши и стран Прибалтики. Как утверждает издание, Брюссель «долгое время сопротивлялся» их давлению.

В январе 2024 г. глава минсельхоза Латвии Армандс Краузе в третий раз с октября призвал Совет ЕС по сельскому хозяйству и рыболовству к «немедленным» ограничениям. В феврале 2024 г. Латвия ввела запрет на ввоз в страну агротоваров из России и Белоруссии. Премьер-министр Польши Дональд Туск 4 марта призвал к совместному решению ЕС о полном запрете импорта российского и белорусского зерна. Сейм Литвы 14 марта принял резолюцию с соответствующим призывом к ЕК.

18 марта к нему присоединился министр сельского хозяйства Чехии Марек Выборный. Литовский минсельхоз с 18 марта ужесточил контроль за фуражным зерном, ввозимым в страну из России. 

Объем импорта российских зерновых, семян масличных и их производных в ЕС достиг 4 млн т в 2023 г., или 1% от европейского потребления, пишет FT. По данным аналитического центра «Русагротранс», с продуктами масличных – шротом, жомом, жмыхом, растительными маслами, а также ячменем, льном, солодом и горохом поставки сельхозкультур в ЕС в 2023 г. достигли 4,7 млн т, что в целом соответствует оценке FT.

Председатель российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин заявил «Ведомостям», что в 2023 г. поставки зерновых в ЕС составили 1,5 млн т. Из них 818 000 т пшеницы с учетом муки, 495 000 т кукурузы, 132 000 т ржи и 54 000 т ячменя. Зернин отметил, что 1,5 млн т зерновых – небольшой объем по сравнению с общим экспортом этих культур из России, а крупные российские компании такими поставками не занимаются. Согласно оценкам Союза экспортеров зерна, в текущем сельхозсезоне 2023/24 общий экспорт зерна из России составил на март 47,7 млн т, а в предыдущем 2022/23 – 60,8 млн т. 

«С точки зрения экспорта сельхозкультур ЕС скорее наш конкурент, нежели целевой рынок. Поставки туда носят ситуативный характер», – подчеркнул Зернин. По словам Зернина, объемы, все еще идущие в ЕС, просто переориентировать на более перспективные рынки Ближнего Востока и Африки: «Никто из российских аграриев особо не потеряет от планируемого запрета экспорта в ЕС». 

По словам руководителя департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-форекса» Александра Шнейдермана, об отсутствии сильного эффекта для российских производителей говорит то, что в октябре 2023 г. Россия и Китай договорились о поставках 70 млн т зерна в следующие 12 лет на $25,7 млрд. Шнейдерман полагает, что решение ЕС о пошлинах ударит по европейским потребителям: стоимость местного производства даже с учетом более простой логистики дороже. «Для европейских переработчиков введение пошлин может стать неприятным моментом, например в Италии и Испании», – согласен Зернин.

Бархота отмечает, что в контексте возможных ограничений ЕС, несмотря на небольшой экспорт туда, стоит помнить о существующей затоваренности зерном российского внутреннего рынка. Ее эксперт оценивает примерно в 15–20 млн т. Шнейдерман утверждает, что Россия обеспечивает себя долгосрочными контрактами, чтобы избежать переполнения хранилищ. «Ведомости» направили запрос в Министерство сельского хозяйства России. 

Параллельно со стремлением запретить российский сельхозэкспорт Польша добивается возвращения общеевропейских ограничений на ввоз агропродукции и с Украины. Это происходит на фоне протестов местных фермеров, недовольных демпингом. 

Ограничения действовали в ЕС с мая по сентябрь 2023 г. как компромисс со странами Восточной Европы, отказавшимися на тот момент от односторонних ограничений. Но после отмены ограничений со стороны ЕК Польша, Венгрия, Румыния и Словакия восстановили запрет на экспорт, оставив доступным транзит далее на Запад. В начале марта Туск заявил, что Варшава предлагает ЕС отменить все торговые преференции Киеву, полученные после начала военной операции.

Как сообщало американское издание Politico, 18 марта президент Франции Эмманюэль Макрон на встрече с Туском в Берлине, где они публично призвали поддержать Киев в вооруженном конфликте с Россией, тайно поддержал призыв Польши к ограничению украинского экспорта сельскохозяйственной продукции на фоне того, что беспошлинным ввозом со стороны Украины недовольны протестующие французские аграрии и политики. «Ведомости» направили запрос в МИД Франции. 

Шнейдерман считает, что дискуссия о введении пошлин на российское зерно в ЕС объясняется не желанием навредить России или политикой санкций. «Речь о поддержке собственных производителей», – говорит он. Действия властей Польши, ее прибалтийских и восточноевропейских единомышленников – обычный протекционизм и борьба со свободной конкуренцией, считает эксперт Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Кирилл Теремецкий. «ЕС, очевидно, идя навстречу требованиям восточноевропейских стран по ограничению импорта сельхозпродуктов с Украины и из России, пытается найти какой-то выход, чтобы успокоить фермеров, и идет не на самый продуманный шаг», – заключил Теремецкий.